Это продолжение цикла статей о путешествии. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.
Пока вагон метро везет нас на встречу с главной достопримечательностью Милана, хочется еще раз вспомнить историю этого города, которая необыкновенно богата и разнообразна. Милан был кельтским (590-222 гг. до н. э.), древнеримским (222 до н. э. - 476), герульским (476-493), готским (493-552), византийским (552-569), лангобардским (569-774), франкским (с 774), графским, маркграфским, архиепископским, коммуной (1117-1259), синьорией (1259-1395), герцогством (1395-1499), республикой (1447-1450), французским (1499-1521), и даже швейцарским (1512-1515), испанским (1521-1715), австрийским (1715-1859), частью Королевства Италия (1859-1946), и, наконец, частью республиканской Италии.
Согласно работам древнеримского историка Тита Ливия, город был основан галльским вождем Беловезом около 590 года до нашей эры. По легенде место для строительства города указала огромная свинья, тело которой было наполовину покрыто шерстью (scrofa semilanuta). Из этой легенды возникла еще одна версия этимологии названия города: lana - по-латыни шерсть. Впрочем, ученые эту гипотезу отвергают.
В 222 году до нашей эры, как мы помним, консул Гей Корнелий Сципион Кальв (видимо, он был лысым), дядя знаменитого Сципиона Африканского завоевал город для Римской республики. В то же время была завоевана и вся Цизальпийская Галлия, занимавшая территорию современной Северной Италии. Правда, четыре года спустя из-за Альп явился великий и ужасный Ганнибал (218 до н. э.). Галльские племена стали его союзниками. Ганнибал, как известно, нанес римлянам несколько сокрушительных поражений, после чего бесплодно скитался много лет по Италии со своим войском. В конце концов ему пришлось вернуться на родину, в Африку, где он и был разбит вышеупомянутым Сципионом (202 до н. э.). Таким образом, римлянам удалось окончательно покорить Цизальпийскую Галлию только в первые годы 2-го века до нашей эры.
В 89 году до нашей эры городу был присвоен статус римской колонии, а в 49, оценив важную роль, которую Медиоланум сыграл при завоевании Галлии (57-50 до н. э.), Цезарь присвоил ему статус муниципия, что сделало его жителей полноправными римскими гражданами.
В имперские времена город оставался важным форпостом на пути вторжения варваров. Например, в 260 году император Галлиен сумел остановить вторжения 300-тысяного войска алеманов, выиграв битву у стен Милана.
Император Диоклетиан в 286 году, учредив тетрархию, сделал Медиоланум столицей западной части империи, коей он и прибывал до 402 года, когда после очередного нападения готов император Гонорий, вопреки протестам горожан, перенес свою резиденцию в более защищенную Равенну.
Пожалуй, самые страшные события в истории города случились в 539 году во время войны императора Византийской империи Юстиниана с остготами. Велисарий, византийский полководец, осаждавший Рим, отправил по просьбе прибывших к нему представителей Милана небольшой отряд (1000 человек), который захватил город. Были также взяты еще несколько ломбардских городов (Бергамо, Комо, Новара и др.), в каждом из которых остался небольшой гарнизон.
Король готов Витигес, узнав о случившемся не только послал к Милану своего полководца Урию, но и обратился за поддержкой к королю франков Теодеберту. Последний был связан договором с императором и не стал напрямую вмешиваться в конфликт, но отправил десять тысяч зависимых от него бургундов. Велисарий отправил подкрепление на помощь осажденным, но из-за несогласованности командования оно прибыло слишком поздно.
Город был взят и разрушен. Все мужское население перебили, женщин, пригодных для рабства, отдали бургундам в качестве вознаграждения за поддержку, остальных порезали на куски и скормили собакам. Так описывает эти события Прокопий Кесарийский, писатель, который служил в то время секретарем Велисария. Он пишет о трехстах тысячах погибших, но, скорее всего, преувеличивает. Ученые советуют делить эту цифру на десять.
Период власти Византийской империи, которая в 553 году все-таки закончила войну с готами в свою пользу (и сделал это не Велисарий, а старый евнух Нарсес, 478-573), продлился недолго: до 3 сентября 569 года, когда город взяли лангобарды во главе с Альбоином, упомянутым мною ранее.
В отличие от готов, которые уважали римские традиции, лангобарды обращались с миланцами как с завоеванным народом. Ситуация несколько улучшилась при короле Аутари (правил 584-590), Агиульфе (590-616) и королеве Теоделинде (с 589 как королева: сначала супруга Аутари, затем - Агиульфа, 616-626 - как регент). Агиульф перенес столицу из Павии в Милан, но после смерти Теоделинды и отстранения от власти ее сына, королевский двор вернулся в Павию.
После того, как король Ротари (636-652) завоевал Лигурию (642), архиепископ и часть миланской знати, которые перебрались в Геную в 569, вернулись в Милан.
В 774 году Карл Великий положил конец эпохе лангобардов, свергнув короля Дезидерия и присоединив их земли к своей империи. В 800 году папа Лев III короновал Карла короной императора Запада.
Первым королем Италии из династии каролингов в 781 году стал сын Карла Великого Пипин (773 или 777 - 810). Затем трон унаследовал сын Пипина Бернард (797-818), о трагической судьбе которого расскажу чуть позже. Большинство следующих королей Италии носили также и императорский титул.
Последним императором Запада в 915 году стал Беренгар I Фриульский (850-924), который был королем Италии с 888 года.
Сообщается, что Милан в эти годы был резиденцией имперских графов и влиятельных архиепископов. Кем были эти "имперские графы"? Сохранились ли их имена и фамилии? Найти какой-либо информации на этот счет не удалось. А вот имена архиепископов известны. Они короновали королей и оказывали влияние на политику. Столицей королевства в те времена, как и во времена лангобардов, была Павия, а затем - Верона.
Последний король Италии из той эпохи Беренгар II Иврейский (ок. 900-966, король 950-964), внук по материнской линии вышеупомянутого Беренгара I, создал марку, которая включала Милан, Геную, Луни, Тортону и Боббио.
Марками в те времена назывались приграничные территории, которые управлялись маркграфами (маркизами). На них возлагалась ответственная задача охраны внешних границ, поэтому маркизы в феодальной лестнице стояли выше обычных графов.
Новое территориальное образование возглавил граф Луни Оберто I, поэтому марка получила название Обертенга. Потомки Обрето правили маркой, которая сохранилась и после включения королевства в состав Священной Римской империи (961), до 1193 года и положили начало знаменитому дому д'Эсте, герцогов Феррары. Из других ветвей Обертенга возникли такие известные итальянские фамилии как Паллавичино и Маласпина.
Правда, уже в начале 11 века маркграфы утратили реальную власть над городом в пользу архиепископов. Апогей архиепископской власти пришелся на Ариберто да Интимиано, который занимал должность с 1018 по 1045 годы.
Приемник Ариберто, Гвидо да Велате, был подвергнут жесточайшим преследованиям со стороны нового религиозного движения, которое называлось патария. Его члены боролись против симонии (продажи церковных должностей), браков священнослужителей и богатства церкви. В итоге, Гвидо был вынужден покинуть свой пост (1067).
Следующий архиепископ, выдвинутый руководством патарии, не смог приступить к исполнению обязанностей из-за противодействия политических противников и вскоре бежал в Рим. Альтернативного кандидата, присланного императором Генрихом IV, в город не пустили.
В дальнейшем эта борьба стала частью борьбы за инвеституру (право на назначение епископов) между Генрихом IV и амбициозным папой Григорием VII. Патария была на стороне папы, ее противники поддерживали императора.
Архиепископ Теодальдо, назначенный императором в 1075 году, так и не был признан папой и многократно отлучался им от церкви. Удивительно, но Теодальдо и его злейший враг Григорий VII умерли в изгнании в один день 25 мая 1085 года.
1117 год считается началом коммунальной эпохи Милана. В этом году управление городом перешло к консулам. В списке консулов уже с самого начала фигурирует фамилия Висконти. Фамилия делла Торре появляется c 1140 года. О них речь пойдет в следующей статье.