Распространение новой коронавирусной инфекции существенное повлияло на экономическую жизнь общества. Многие компании терпят убытки из-за отсутствия клиентов. Сильный удар пришёлся на туроператоров и авиакомпании, они почти полностью лишились способов выживания на рынке. С 27 марта Правительство ограничило авиасообщение со всеми странами. Несмотря на помощь от государства, туроператоры всё равно испытывают тяжелые времена. Большое количество клиентов отказываются от заказанных туров и требуют возвратить их денежные средства. Туроператоры и авиакомпании не спешат с возвращением средств по понятным причинам, они делают всё возможное, чтобы не обанкротиться, в том числе и нарушают законные права своих клиентов. Попробуем кратко объяснить как вернуть стоимость тура или билета из-за коронавируса.
Законодательство о защите прав потребителей
- Закон «О защите прав потребителей» закрепляет право туриста, чтобы такие услуги туроператоров были безопасны для его жизни, здоровья;
- Гражданским кодексом (ст. 451) допускается изменение или расторжение договора об оказании услуг. В нашем случае услугой является организация тура, а в случае с авиакомпанией - перелёт. Следует отметить, что для расторжения договора требуется изменение обстоятельств, при которых клиент заключал договор с туроператором или авиакомпанией. К таким обстоятельствам и относится распространение инфекционных заболеваний;
- Закон «Об основах туристической деятельности» допускает расторжение договора с туроператором или турагентом в связи с изменением обстоятельств, при которых заключался договор;
- Этот же закон закрепляет, что при расторжении договора до начала
путешествия туристу возвращается денежная сумма в полном объёме, а после начала путешествия - сумма, за исключением уже оплаченных услуг.
В общем, законодательством признаётся право туриста вернуть себе денежные средства, если не удалось отправиться в тур из-за коронавируса.
Судебная практика
Ещё в 2019 году Президиум Верховного суда в своём обзоре судебной практике по таким делам постановил, что наличие угрозы жизни и здоровью в стране, куда хотел бы отправиться турист, является законным основанием для возврата денежных средств.
Информировать туристов и туроператоров об наличии угрозы в странах обязан Ростуризм. Информация о всех опасных для пребывания странах доступна на сайте Ростуризма.
Основания для возврата денежных средств
К числу существенных изменений обстоятельств при заключении договора с туроператором или авиакомпанией можно отнести:
- Сообщение Ростуризма и рекомендации других государственных органов об наличие угрозы для здоровья в стране прибытия;
- Введение Правительством ограничений на авиасообщение и пересечение границы;
- Постановление Роспотребнадзора об обязательной самоизоляции для всех лиц, прибывших из-за рубежа на территорию России;
Эти обстоятельства позволяют туристу воспользоваться правом на возврат стоимости билета или тура.
Как вернуть стоимость путёвки из-за коронавируса?
Уполномоченные государственные органы и общественные организации выпустили ряд рекомендаций по изменению или расторжению договора в досудебном порядке:
- Рекомендации Роспотребнадзора;
- Рекомендации Ростуризма;
- Рекомендации Ассоциации туроператоров России.
Отдельные рекомендации издают и туроператоры, авиакомпании. Их тоже стоит учитывать.
Порядок действий по возврату денежных средств:
- Для начала стоит узнать на чьей стороне закон, изучить условия заключения договора, нормы закона. Наша компания оказывает услуги по письменной онлайн консультации по этому вопросу;
- Связаться с туроператором, написать заявление на возврат денежных средств в связи с изменениями условий договора, дождаться ответа. Не стоит соглашаться на рассрочку, так как у туроператоров сейчас есть риск обанкротиться;
- Если туроператоров или авиакомпания отказывается возвращать деньги из-за каких-то обстоятельств, то стоит отправить претензию на адрес туроператора или авиакомпании заказным письмом с описью вложения;
- Если на претензию не последовало ответа, то далее стоит обращаться в суд с иском на туроператора или авиакомпанию. Здесь есть возможность получить ещё и компенсацию за моральный вред.
Наша компания готова оказать услуги по взысканию денежных средств с туроператора в дешевом урезанном варианте. Мы лишь оформим юридические документы и дадим подробную инструкцию куда с ними обращаться, что делать в процессе и как отслеживать движение по делу, что делать с исполнительным листом в случае удовлетворения иска. Это стоит 15 000 рублей, а если клиент ранее обращался за консультацией, то из этой суммы вычитается 2500 рублей.