Найти тему
КиноРубка

Почему "Чужак" по Стивену Кингу – самый переоцененный сериал 2020 года

Оглавление
У «Чужака», определенно, есть своя особая тактика и он ее придерживается до самого конца сезона. Тактика эта в письменном виде выглядит примерно так: «Ничего происходить не будет, – а смотреть вы меня все равно будете!». И это почему-то работает...
Хотя почему "почему-то"?

Зрителей давно подсадили на низкокачественные сериалы (примеров слишком много, чтобы их приводить), в том числе и на неприлично длинные.

После нескольких неплохих серий или сезонов мы продолжаем смотреть эти сериалы, как покладистые интернет-зомби. В надежде увидеть что-то стоящее хотя бы в конце, фоном или просто по инерции со стеклянными глазами.

Мы прикормлены и приручены. Будь то 10-й сезон «Ходячих мертвецов», которые скатились в выгребную яму еще к третьему сезону или тридцать шестой по счету спин-офф про третьесортных супергероев, – мы всегда наготове, всегда в онлайне, всегда в «диванном строю».

Не слушай ты его, еще сезонов 8 сделаем, зуб даю!
Не слушай ты его, еще сезонов 8 сделаем, зуб даю!

«Чужак» – очередной наглядный пример того, насколько нам по-барабану, на что смотреть. Правда, стоит оговориться, что это далеко не худший вариант для убийства своего времени (всего лишь один сезон и кое какие светлые стороны в наличие). Но пример показательный и злободневный.

Если в первых двух сериях «Чужака» происходят какие-то события, то после второй серии о них вообще можно забыть.

Вплоть до последней десятой серии. Семь выпусков (идущих, без малого, по часу!) «Чужак» топчется на месте и растерянно смотрит по сторонам. Создается ощущение, что сериал пытается создать новый жанр. Что-то вроде «банкета уныния» или «праздника пустоты».

Герои с постными лицами скользят в пространстве, бродят по квартирам и трассам, страдают, томятся и лениво переговариваются. Камера может показывать их переглядывания по пять минут кряду. Вместо расследования, они заламывают себе руки. Вместо жарких обсуждений и споров они изредка делятся новой информацией.
И вот так...
И вот так...

...весь сериал
...весь сериал

К детективной истории прибавляется по одному нюансу в две серии. Ну, чтобы зритель до конца все ж таки не забывал, что это детектив! Все это выглядит, как собирание пазла по одной детали в день. Согласитесь, трудно представить себе нечто более нудное и неэффективное.

Мистическая часть сериала, так и вовсе высосана из пальца. По началу она вызывает интерес, но затем сериал душит этот самый интерес своими же руками.

Душит нехваткой новой информации, поверхностностью образа «монстра» и, в особенности, концовкой.

Подобравшись к финалу, ты понимаешь, что, если поставить вместо «загадочного» существа обыкновенного маньяка, – ровным счетом ничего не изменится. Нет, серьезно. Я пишу это сейчас и сам до конца не верю, что можно так сильно облажаться. Но у создателей «Чужака» это получилось. Талантливые же ребята.

Шёл бы ты отсюда, дурачок...
Шёл бы ты отсюда, дурачок...
«Чужак» не выполняет своей работы ни в одном из заявленных им жанрах. Это очень вялый и банальный детектив. Это совершенно надуманная и бессмысленная мистика.

Нет неожиданных поворотов в сюжете, нет «вау» концовки, нет раскрытия героев, нет крутых и запоминающихся сцен. Все, что происходит в 10 сериях, без преувеличения, можно было бы легко уместить в две-три серии без потери важной информации.

Да «Столпы Земли» («The Pillars of the Earth») по книге Кена Фоллетта за свои 8 серий показали целую эпоху. В мельчайших подробностях, с раскрытием всех героев и таким количеством внезапных сюжетных твистов, что пот с подбородка смахивать не успеваешь.

Количество событий на одну минуту времени там больше, чем на любую 60-минутную серию «Чужака». Сравнивать эти два сериала в плане проработанности и жизнеспособности – все равно, что сравнивать эскадрилью самолетов и консервную банку с тремя дырками на дне. Но сравнивать необходимо. Без сравнений правильных выводов не сделать.

Нижайший поклон Кену и всем тем. кто работал над экранизацией его бессмертной книги
Нижайший поклон Кену и всем тем. кто работал над экранизацией его бессмертной книги

«Но это ведь сериал по книге!» – скажет про «Чужака» кто-то очень начитанный. «А вдруг там все так и было? И сериал просто добросовестно перенес первоисточник на экран!».

Может и так. Книгу Кинга я не читал, поэтому не знаю.

Но вот что я знаю: это никакое не оправдание. Книга и кино – бесконечно далекие друг от друга произведения искусства. Что работает в книгах, чаще всего, не работает в фильмах и наоборот. Поэтому, если взялись за экранизацию – надо делать как надо, в первую очередь опираясь на законы киноиндустрии и кинодраматургии. А не бездумно переносить информацию со страничек на экранчики.

Любое произведение искусства следует оценивать как отдельное и самостоятельное произведение. Потому что экранизации с первоисточниками, давшими им жизнь, – совершенно разные творения.

Во всех своих характеристиках (их создают разные люди разных профессий, они говорят с людьми на разных языках искусства), кроме идеи.

С которой, кстати, можно обходиться очень по-разному. Примеров, когда киноделы ставили книжную задумку с ног на голову и меняли смысл произведения чуть меньше, чем полностью – бесконечная туча. Как в лучшую, так и в худшую сторону (ясное дело – в какую сторону чаще).

Случаев замечательных и умелых экранизаций, к слову, ничуть не меньше печальных и плачевных.
За примерами...
За примерами...
...далеко ходить...
...далеко ходить...
...не надо
...не надо

Плюсы у «Чужака» тоже есть. Оспаривать их трудно. Но они такие же, как в большинстве зарубежных сериалов.

  • Толковые и умелые актеры. Пусть даже исполнитель главной роли Мендельсон и играет классического Мендельсона (самого себя). Делает он это всегда чертовски убедительно. Актерской группе веришь. Всем без исключения.
-10
  • Добротная и приятная съемка. За камерами прячутся профессионалы, сомневаться в этом не приходится. Вся постановка приятна глазу. Но, повторюсь, для американской киноиндустрии – это обычное дело. У них уже много десятилетий нет никаких проблем с техническим качеством постановки. Есть проблемы со смыслами этой великолепной постановки.
-11

«Чужак» – это тихий убийца зрительского времени. Чужой и ненужный сериал, созданный того для того, чтобы просто быть. Причина его появления – желание хайпануть на новой книге мастера ужасов.

Не тратьте время, друзья! Особенно, если уже начали знакомство с ним и чувствуете подвох. Время можно потратить на такие прекрасные вещи и дела! Или хотя бы на прекрасные фильмы :)

Оценка КиноРубки: 5 из 10.

-12

Хвалите только хорошее кино, друзья! И без пощады рубите плохое!