Найти тему
MAD TOSBY

Артист Иннокентий

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Раз­ных эпи­тетов удос­та­ива­лись со­вет­ские ар­тисты, по­коряв­шие в прош­лом ве­ке зри­тель­ские сер­дца: ве­ликие, вы­да­ющи­еся, ге­ни­аль­ные… Об ис­клю­читель­ной ге­ни­аль­нос­ти од­но­го из та­ких мэт­ров, к ко­торо­му при­мени­мы все воз­можные ис­крен­ние ди­фирам­бы, по­доб­но ин­ди­виду­аль­ной план­ке на ус­ловной шка­ле ак­тёр­ско­го ве­личия го­ворит его фа­милия — Смок­ту­нов­ский. 95-ле­тию со дня рож­де­ния ар­тиста пос­вя­щена на­ша статья

«Нель­зя по­бедить роль, не от­пра­вив в но­ка­ут собс­твен­ное сер­дце».
Ин­но­кен­тий Смок­ту­нов­ский

На­род­ный ар­тист СССР Ин­но­кен­тий Ми­хай­ло­вич Смок­ту­нов­ский (1925 — 1994, при рож­де­нии Смок­ту­нович), не­ис­по­веди­мым об­ра­зом со­четав­ший в сво­ём твор­ческом и обы­ден­ном су­щес­тво­вании чу­дако­ватость и ес­тес­твен­ность, зас­лу­жил то­го, что­бы по ря­ду ос­но­ватель­ных наб­лю­дений сво­их сов­ре­мен­ни­ков име­новать­ся ак­тё­ром-пер­во­от­кры­вате­лем. Так, нап­ри­мер, Эль­дар Ря­занов, сняв­ший Смок­ту­нов­ско­го в ро­ли со­вет­ско­го Ро­бина Гу­да — Юрия Де­точ­ки­на — во все­народ­но лю­бимой грус­тной ко­медии «Бе­регись ав­то­моби­ля» (1966), ука­зывал на то, что это был пер­вый в на­шем ки­но ак­тёр, ко­торый «смог так об­на­жить ду­шу, рас­крыть глу­бин­ные пси­холо­гичес­кие тай­ни­ки че­лове­ка, по­казать своё бук­валь­но кро­вото­чащее сер­дце» (Э. Ря­занов. «Не­под­ве­дён­ные ито­ги» — прим. ав­то­ра). Стал бы Ин­но­кен­тий Ми­хай­ло­вич мно­гос­тра­даль­ным доб­рым ге­ни­ем без сво­его тя­желей­ше­го жиз­ненно­го прош­ло­го, вся­чес­ки пре­пятс­тво­вав­ше­го то­му, что­бы прос­то вой­ти в ак­тёр­скую про­фес­сию, — воп­рос ри­тори­чес­кий.

Ке­ша Смок­ту­нович был пря­мым нас­ледни­ком рас­ку­лачен­ных си­бир­ских кресть­ян. Ещё до вой­ны он поз­нал тя­готы го­лод­ной жиз­ни. На фронт же был приз­ван сра­зу, как ему ис­полни­лось во­сем­надцать. Не­окон­ченное пе­хот­ное учи­лище, по­пада­ние под обс­трел на Кур­скую ду­гу, а спус­тя нес­коль­ко ме­сяцев и в плен под Ки­евом, бегс­тво чу­дом из пле­на и смер­тель­но опас­ная бо­лезнь, спа­сение мес­тны­ми кресть­яна­ми и вступ­ле­ние в ря­ды пар­ти­зан — од­но­го толь­ко во­ен­но­го про­межут­ка в жиз­ни бу­дуще­го ар­тиста хва­тило бы на це­лый ро­ман-эпо­пею. Де­сять лет меж­ду встре­чей Ве­ликой По­беды и при­ез­дом в Мос­кву в 1955-м в по­ис­ках луч­шей ак­тёр­ской до­ли вмес­ти­ли в жиз­ни Ин­но­кен­тия су­ровую шко­лу граж­дан­ской жиз­ни. Из-за фак­та пре­быва­ния в пле­ну ему бы­ло зап­ре­щено про­живать в 39 круп­ней­ших го­родах Со­юза. Пос­ле не­дол­гой учё­бы в сту­дии при Крас­но­яр­ском дра­мати­чес­ком те­ат­ре им. А.С. Пуш­ки­на на­чина­ющий ар­тист был вы­нуж­ден от­пра­вить­ся в Но­риль­ск, где, на­бира­ясь опы­та в мес­тном те­ат­ре, он и из­ме­нил фа­милию и стал Смок­ту­нов­ским. Да­лее пос­ле­дова­ли го­ды про­жива­ния и ра­боты в Гроз­ном, Ма­хач­ка­ле, Ста­лин­гра­де.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Вско­ре пос­ле смер­ти Ста­лина пра­вило «ми­нус 39» от­кре­пилось от про­вин­ци­аль­но­го ак­тё­ра, и он нап­ра­вил­ся в сто­лицу, ко­торая его не жда­ла. Сколь­ко фи­зичес­ких сил, тер­пе­ния и ве­ры в ус­пех по­надо­бились при­ез­же­му трид­ца­тилет­не­му ар­тисту, что­бы не от­кло­нить­ся от за­вет­но­го пу­ти и про­дол­жать сту­чать­ся в две­ри сто­лич­ных те­ат­ров, за ко­торы­ми его не при­нима­ли. Смок­ту­нов­ский ус­тро­ил­ся-та­ки в Те­атр им. Ле­нин­ско­го ком­со­мола (сей­час: Мос­ков­ский го­сударс­твен­ный те­атр «Лен­ком Мар­ка За­харо­ва» — прим. MT), где всё рав­но ос­та­вал­ся не­заме­чен­ным пуб­ли­кой в без­мол­вных треть­еп­ла­новых ро­лях из раз­ря­да «ку­шать по­дано». Пе­рей­дя вско­ре в Те­атр-сту­дию ки­но­ак­тё­ра, Ин­но­кен­тий про­ложил се­бе до­рогу на эк­ран. Его пер­вая зна­читель­ная ки­нороль, об­ра­тив­шая на се­бя вни­мание круп­ных де­яте­лей ис­кусс­тва, — лей­те­нант Фар­бер в во­ен­ной дра­ме Алек­сан­дра Ива­нова «Сол­да­ты» (1956, по мо­тивам по­вес­ти Вик­то­ра Нек­ра­сова «В око­пах Ста­лин­гра­да»). Эта ра­бота ока­залась «со­ломин­кой», за ко­торую «уто­пав­ший» в прос­тое сво­их воз­можнос­тей ге­ний был вы­тянут Ге­ор­ги­ем Тов­сто­ного­вым на сце­ну БДТ.

Что бы­ло даль­ше? Роль кня­зя Мыш­ки­на в пос­та­нов­ке «Иди­ота», став­шая про­рывом не толь­ко в твор­чес­тве Смок­ту­нов­ско­го, но и во всём те­ат­раль­ном ис­кусс­тве то­го вре­мени. Эта ра­бота, заб­равшая у ар­тиста преж­де все­го боль­шой за­пас мо­раль­ных и пси­холо­гичес­ких уси­лий, ста­ла цен­траль­ной в его твор­ческой жиз­ни, ме­рилом всех его пос­ле­ду­ющих об­ра­зов как на сце­не, так и на эк­ра­не. Две­ри боль­шо­го ки­нема­тог­ра­фа рез­ко от­во­рились для ак­тё­ра, и од­на за дру­гой пош­ли ки­норо­ли же­ла­емо­го «ка­либ­ра» и под­хо­дящей ха­рак­терной нап­равлен­ности. Те­ат­ром же на де­сять с лиш­ним лет приш­лось по­жер­тво­вать.

Га­лерея эк­ранных об­ра­зов в ис­полне­нии Ин­но­кен­тия Смок­ту­нов­ско­го, став­ших впос­ледс­твии все­мир­но из­вес­тны­ми, взя­ла на­чало в 1960-е го­ды. Фи­зик-те­оре­тик Илья Ку­ликов в «Де­вяти днях од­но­го го­да» (1962) Ми­ха­ила Ром­ма, Гам­лет в од­но­имён­ной шек­спи­ров­ской эк­ра­низа­ции (1964), пос­тавлен­ной Гри­гори­ем Ко­зин­це­вым, наз­ванный вы­ше Де­точ­кин из «Бе­регись ав­то­моби­ля», Пор­фи­рий Пет­ро­вич из эк­ра­низа­ции «Прес­тупле­ния и на­каза­ния» (1969), пос­тавлен­ной Ль­вом Ку­лид­жа­новым, Чай­ков­ский в од­но­имён­ном бай­опи­ке (1969) Иго­ря Та­лан­ки­на. До­велось ар­тисту по­явить­ся и в об­ра­зе Ле­нина в филь­ме «На од­ной пла­нете» (1965) Ильи Оль­шван­ге­ра, о чём и кри­тика, и сам Смок­ту­нов­ский от­зы­вались пре­иму­щес­твен­но в не­гатив­ном клю­че. Ге­ний ак­тё­ра сос­то­ял не в том, что ему бы­ло под­властно ве­лико­леп­но сыг­рать аб­со­лют­но всё, а в том, что те об­ра­зы (взя­тые из клас­си­ки или же сов­ре­мен­ные), ко­торые ему уда­вались, твёр­до от­пе­чаты­вали на се­бе уди­витель­ное твор­ческое клей­мо сво­его ис­полни­теля.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

1970-е в жиз­ни Ин­но­кен­тия Ми­хай­ло­вича бы­ли оз­на­мено­ваны ве­ликим воз­вра­щени­ем в те­атр. Пос­ле ус­пе­ха в спек­такле «Царь Фё­дор И­оан­но­вич» на сце­не Ма­лого те­ат­ра Смок­ту­нов­ский по приг­ла­шению Оле­га Еф­ре­мова ока­зал­ся в труп­пе МХА­Та, где и слу­жил всю ос­тавшу­юся жизнь. Не ме­нее вос­тре­бован­ным ак­тёр про­дол­жал быть и в ки­нема­тог­ра­фе. В двух ше­дев­рах Ан­дрея Кон­ча­лов­ско­го, с ко­торым на­шего ге­ния свя­зыва­ла дав­няя друж­ба, ис­пы­тан­ная ря­дом твор­ческих пе­рипе­тий, блис­та­тель­но сыг­рал Ке­ша — в «Дя­де Ва­не» (1970) и «Ро­ман­се о влюб­лённых» (1974). Не без удо­воль­ствия Кон­ча­лов­ский де­лит­ся в сво­их кни­гах о сво­ём под­хо­де к ра­боте с Ин­но­кен­ти­ем. По от­кро­вен­но­му приз­на­нию ре­жис­сё­ра, твор­ческая от­да­ча Смок­ту­нов­ско­го тре­бова­ла пе­ри­оди­чес­ко­го впрыс­ка в не­го ад­ре­нали­на, прес­са, серь­ёз­но­го за­яв­ле­ния о том, что как ху­дож­ник сво­его те­куще­го эк­ранно­го об­ра­за он се­бя ис­черпал и ни на что боль­ше не го­дит­ся. Ке­ша че­рез всё своё нут­ро про­пус­кал огонь кри­тики, му­чил­ся и вы­давал пре­вос­ходный ре­зуль­тат.

Пос­ле­ду­ющие два де­сяти­летия в твор­ческой жиз­ни Смок­ту­нов­ско­го про­ходи­ли не ме­нее ак­тивно. Об этом на­писа­ны ме­му­ары, сня­ты до­кумен­таль­ные филь­мы. Но, по­жалуй, луч­ше о ге­нии Ин­но­кен­тия Смок­ту­нов­ско­го, чем он сам в сво­их ки­но- и те­ат­раль­ных ро­лях, а так­же ра­ботах в ра­ди­ос­пектак­лях, вряд ли ко­му-то удас­тся по­ведать. На­зовем в зак­лю­чении ещё нес­коль­ко филь­мов с учас­ти­ем Ин­но­кен­тия Ми­хай­ло­вича, ми­мо ко­торых, на наш взгляд, нель­зя прой­ти: «Доч­ки-ма­тери» (1974) Сер­гея Ге­раси­мова, «Ан­на и Ко­ман­дор» (1974) Ев­ге­ния Хри­нюка, «Звез­да пле­нитель­но­го счастья» (1975) Вла­дими­ра Мо­тыля, «В чет­верг и боль­ше ни­ког­да» (1977) Ана­толия Эф­ро­са, «Ма­лень­кие тра­гедии» (1979) Ми­ха­ила Швей­це­ра.

С дру­гими стать­ями из руб­ри­ки «Че­ловек и па­роход» мож­но оз­на­комить­ся здесь.