Для импортёров в начале марта наступил Армагеддон.
Он пришёл ко всем, независимо от способа материализации груза в России: в «белую», либо с использованием зелёной магии (от цвета мундира волшебника) параллельного или «серого» импорта. Причина этого даже не в том, что кое-кто невнятно загадал на Новый год деду Морозу корону, а ему прислали совсем не то. Осложнение коронавируса в виде экономической рецессии лишь добило господ импортёров, так как наши граждане покупают теперь лишь самое необходимое.
Основной проблемой стали адские скачки курса. Эта чёртова кавалерия привела к тому, что покупатели внутри страны, в условиях падающего спроса, не готовы платить за импорт по штанговым ценам. Платежные средства потребителей превратились в плачевные. Рынок импортных товаров, изрядно побелевший сегодня, отброшен на 30 лет назад, когда в лоб возили только ссыкуны или придворные по сдобренным откатами госконтрактам, где цена не имеет значения.
Рыночная экономика до недавнего времени работала по принципу спроса и предложения, где ключевое место занимает цена. Лучшая цена у того, кто сможет придумать инновационную схему исключения из стоимости товара таможенных пошлин и налогов. Поэтому вокруг продавцов импортного товара, не скрывающих страну происхождения в счётах-фактурах, выстраиваются разветвлённые цепочки контрагентов с сомнительной репутацией. Их содержание и налоговая нагрузка существенно повышает цену ввозимого товара. Что при низкой рентабельности делает схемы приобретения товара внутри страны не интересными.
Тем, кто выживет после карантина, стоит сориентировать своих фиников на выстраивание схем с активным использованием особых экономических зон, которых, как известно, 4 вида: промышленно-производственные (ППТ), технико-внедренческие (ТВТ), туристско-рекреационные (ТРТ) и портовые. Для минимизации НДС и таможенных платежей я рекомендую сделать операционную контору резидентом портовой зоны, в соответствии с пп.27 п.3 ст. 149 НК РФ, где импортные товары не облагают таможенными пошлинами и методы нетарифного регулирования не применяют. Запретов или ограничений для товаров Таможенного союза также нет, смотрим Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.10).
Немногие из тех, кто ещё бьются в припадке агонии, спасая свой бизнес, с недоумением смотрят за намерением фискальных властей обнулить импортные пошлины для формирования достаточных запасов социально значимой продукции, изложенном в Информации Банка России от 17 марта 2020 г. "О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития". При этом, с 30 марта, Правительство своим распоряжением от 27 марта 2020 г. № 763-р, полностью закрывает границы, делая исключение лишь для граждан страны, являющихся водителями грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения. Означает ли это, что в Россию будет заезжать только социально значимый товар по «зелёному» коридору и остальным можно не беспокоиться?
В любом случае, счастливым обладателям внешнеэкономических контрактов придётся всерьёз задуматься над тем, чтобы использовать достаточно мутный и противоречивый механизм форс-мажорных обстоятельств, который освобождает от ответственности за нарушение договора, но при условии, что невозможность исполнить обязательство – это прямое следствие форс-мажора. Как это лучше сделать, расскажу в своём новом видео на канале YouTube