«Вот так всегда! - думала Машенька, громыхая тарелками на кухне, - попробуй разберись, что ей нужно. То полы в воскресенье мыть нельзя, то готовить я для всех должна, а теперь приготовила - она, видите ли, этого есть не может. «Страшный пост» говорит. Худеет, может?»
Маша заинтересованно посмотрела на бабушку, допивающую чай. «Вот если она похудеет, это будет страх!»
- Бабуля, что же ты мои бутерброды не попробовала, я так старалась? В интернете специально смотрела, как их готовить.
- Скоромного я сейчас, внученька, не ем.
- Какого?
- Мяса, молока, яиц, масла - ничего этого не ем, только постную пищу потребляю.
- Ты что, бабушка, вегетарианка?
- Да чтоб я свою православную веру на какую-то другую сменила! Или я не русская какая!
Маша с удивлением уставилась на неожиданно разволновавшуюся бабушку. На помощь пришла, как всегда, мама.
- Да это не вера - вегетарианство - это убеждение. Просто есть люди, которые мяса из убеждения не едят. Что вы, мама, волнуетесь?
- Из убеждения! Веру свою позабыли, телевизоры постом глядят, по театрам ходят! - продолжала ворчать, но уже спокойнее бабушка.
- Ты и торты не ешь? - переспросила Маша.
- Не ем! - отрезала бабушка.
Маша представила, что не ест тортов. Долго. Неделю. Месяц. И не потому, что ей не дают, а потому, что сама не берёт.
- И долго ты так есть не будешь? - уточнила Маша.
- Семь недель, почитай, от Масленицы до самой Светлой Пасхи.
Вот это да! Маша даже восхитилась таким бабушкиным героизмом. Она бы так точно не смогла. Да и зачем? А вот интересно, бабушке-то это зачем?
- Мама, а зачем бабушка пост держит? - спросила Маша.
- По вере, православной религии так положено - семь недель, с Масленицы до Пасхи, христиане держат пост, то есть не едят скоромную пищу. Да ты лучше у неё спроси, а то она и так обижается, что ты только по телефону болтаешь да телевизор смотришь.
И Машенька подсела к бабушке на диван.
- Бабуля, а зачем пост нужен?
- Как зачем, чтобы к Пасхе, самому главному нашему праздничку приготовиться. Чтобы праздник праздников чистым встретить, без грехов тяжких, без злых мыслей.
- И вы целых семь недель по домам сидели и молитвы читали, больше не делали ничего?
- Ну почему ж ничего. Как Великое Говенье наступало, веселье, конечно, поутихало. По избам сидели, в гости не ходили, сказки сказывали, загадки разные, истории, а потом много чего постом сделать надо было. Приуготовить, а то ведь и урожая не будет, и со скотиной что-нибудь приключится.
- Так вы колдовали, значит?
- Бог с тобой, какое колдовали, колдунов или волхиток наоборот постом распознавали. А вот примет много было, каждая чего-нибудь да означала.
- Бабушка, расскажи!
- С первого великопостного воскресенья хозяйка оставляла от каждой топки печей по полену дров, чтобы Христовской заутреней ими затопить. Вот если в это время волхитка придёт, её и узнают.
- А что с ней делали?
- Брали бичик, да отдирали гостью как следует, а то и суд был. Потом ждали детишки средокрестья - четвёртой недели поста, в среду на этой неделе пост напополам переламывается. Тятенька нам, бывало, обещает: «Вот ужо-тко я вам покажу, как говинье-то переломицца!» Велит нам под кузов полезть, мы примостимся, а он наберёт из кадки ковшик воды-холодянки, да на кузов сверху выльет. Мы все в разные стороны и разбегаемся. Мама в этот день с утра печёт «цивилюшки» - булочки такие и «крестики». И другие пекут, вот старшие дети с утра пораньше по домам идут - хозяев со средокрестьем поздравлять, в каждом доме поют песенку:
Половина поста переломилася,
Вторая - за овин схоронилася,
Третья треснет.
Подай нам крестик!
Не режь, не ломай,
Лучше весь подавай!
Хозяева каждому по «крестику» и дают. Потом Лазарева неделя была. В субботу на этой неделе Лазаря Христос воскресил.
Следующая неделя Вербина. До света в воскресенье мы вербу в лесу собирали, носили пучки в церковь - святить, а после службы «стегали» коров и овечек тоже, и ребятишек. «Стегали» и приговаривали: «Как вербочка растёт, так и ты расти!» Верба много от чего помогает: бурю прогоняет, если против ветра кинуть, посевы оберегает, а если женщина бесплодная почки проглотит, то дети у неё появятся.
- Бабушка, а почему же ты пост всё время «страшным» называешь?
- Да вот вся неделя после Вербницы «страсти» называется. Последняя седьмая неделя. Тут каждый день какой-то свой обычай есть. В понедельник начинали в избах мыть, во дворах порядок наводить, корм для скотины заготавливать. Во вторник бабы делали «сочёное молоко»: рано утром, до зари, сметали льняное и конопляное семя, толкли в ступах и разводили водой. «Сочёное молоко» для скотины, от болезней лекарство, его обязательно до рассвета делали и мужикам ни за что не показывали, иначе не поможет. В среду собирали снег по оврагам, солили натаявшую воду прошлогодней четверговой солью и этой водой обливали всю скотину - от «напуска» на целый год защищало.
А для ребятни самый интересный день - четверг. Его ещё Чистым называют. Ранним утром, ещё до солнца, старшие девушки бегали к речке пока, как бабушка говорила, ворон в ней своих детей не выкупал, и воды там набирали. Домой придут да этой водицей ребят окатывают. Никому сухим не остаться - таков обычай. Кого облили, тому на запястье нитку завязывали. Её девушки по-особенному сучили - наоборот. Нитку носили, пока не изотрётся; пока она на руке - никакие хвори не берут. Потом каждый работу показывал, которую летом делать будет, чтобы устали не знать. А то прикажет тятя взять колоколец да трижды во все лопатки двор обежать и при этом звонить что есть силы да кричать: «Около двора железный тын!» Тогда скотина в лесу не потеряется, и зверь её не тронет.
Свечку, которую в этот день в церкви зажигали, называют «четверговой». Её домой зажжёною пытались принести, чтобы выжечь для оберега крест на потолке избы. Потом эту свечку при грозе зажигали или когда женщина трудно рожала.
В пятницу же совсем ничего не едят.
- Совсем? - ужаснулась Маша.
- Совсем, внученька. В этот день Господь наш Иисус Христос страшную смерть на кресте принял.
- А похоронили его когда?
- В субботу. В субботу уже все радовались и боялись, ведь чудо будет, скоро Боженька воскреснет! Не воскрес бы Христос, и веры бы не было, и души наши грешные некому было бы спасти.
Вот в субботу накануне Пасхи все шли в церковь на пасхальную всенощную. В полночь крестный ход совершается и служится пасхальная утреня и литургия.
- Бабушка, а зачем яйца красят?
- Так они тоже святые! Если пожар случится, надо с яйцом вокруг горящего дома обежать три раза и бросить яйцо в огонь; а чтобы скотинка не болела и шерсть у неё гладкой была, тоже яйцом гладили. Девушки, чтобы стать красивыми и румяными, в воду для умывания клали красное яйцо.
- Яйца только красным красили?
- Нет, почему, и наваром лукового пера, и берёзовым листом, и марёной, и зеленицей, и фуксином.
Здесь мама вступила в разговор.
- Есть легенда, что красное яйцо впервые подарила императору Тиверию Мария Магдалина в честь Воскресения Иисуса Христа. Красное яйцо - символ новой жизни. Вот после этого и появился обычай обмениваться яйцами и христосоваться.
- А ещё нам бабушка говорила, - продолжала бабушка, - что если на горку выйдешь, то увидишь, как солнышко на Пасху скачет да играет. Посмотрят все на это да пойдут качели устраивать, яйца катать или ещё как веселиться. А уж на Вознесение и совсем игрища начинаются.
- Какие, бабушка? - Машенька приготовилась слушать дальше, но тут мама так выразительно на неё посмотрела, что пришлось идти делать уроки.
- Бабушка, а ты мне потом про это расскажешь?
- Вот приду к вам на Пасху христосоваться, тогда и скажу, а ты пока готовься к празднику, уроки учи получше!
«Опять эти уроки!» - вздохнула Маша и поплелась к письменному столу. И время от времени она отрывала голову от тетрадей и, улыбаясь, пыталась представить, как это солнышко на Пасху играет.
А вы видели это когда-нибудь или нет?
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Особенно буду рада любым комментариям по теме.