Найти в Дзене
Лицей

Виктор Цой, романтик эпохи перемен

www.liveinternet.ru www.liveinternet.ru
www.liveinternet.ru www.liveinternet.ru

Лидер  «Кино» – одна из  немногих отечественных  рок-легенд,  которая  взрослела  вместе  с самими  слушателями у  всех  на  виду. 

В 1986  году официальная  пресса,  включая  и  наш  петрозаводский  «Комсомолец», больше  всего  хвалила  группу  «Кино» за  гражданственность,  приводя  в  пример  «Перемены»  и  «Безъядерную  зону».  Сам  Цой  не  очень-то  любил  песню,  долгое  время  не  включал  её  в  свои  альбомы,  да  и  эффектный  финал  фильма  «АССА»  называл  «пришитым  белыми  нитками». 

Настроение  цоевской  музыки  совпало  с  настроением  эпохи  перемен  по  чистой  случайности,  да  и  то  ненадолго.  Незадолго  до  смерти  Виктор  будет  петь  совсем  другое:  «И  мне  не  нравится  то, что  здесь  было,  и  мне  не  нравится  то,  что  здесь  есть…»

Группа  «Кино»  в  своих  песнях  объясняла  слушателям  простую  вещь, что  свобода  лучше,  чем  несвобода.  Однако  об  этом  говорит  вся  отечественная  и  мировая  классика.  Романтик  Цой  был  достаточно  прагматичным  человеком,  чтобы  точно  знать  свою  целевую  аудиторию – таких  же  романтиков,  не  умеющих  маршировать  строем.   Таких  не  берут  в  суперагенты  потому, что  проблем  от  них  больше,  чем  пользы.

Виктор  Цой  пришёл  к  этой  внутренней  свободе  не  сразу.  Лидер  «Кино» – наверное, одна из  немногих отечественных  рок-легенд,  которая  взрослела  вместе  с самими  слушателями у  всех  на  виду. 

Эволюцию  Цоя  проследить  пошагово  не  составляет  труда.  Самодеятельная  группа  «Палата  №6»,  где  он  играл  на  басу, звучала  просто  ужасно – вокал  местами  не  прослушивался,  а  с  остальными  инструментами  дело  временами  обстояло не  лучше. 

Первые  квартирные  концерты  «Кино»,  фигурировавшего  ещё под нелепым названием  «Гарин  и  гиперболоиды»,  чаще  всего  неимоверно  скучны. Мало  того,  что  люди толком  не  умеют  ничего  делать,  так  ещё  и  песни  абсолютно  никакие. В  любой компании  наверняка  найдётся  такой  же  любитель  побормотать  что-то  невнятное  под перебор  струн,  но  вряд  ли  даже  он  всерьёз  верит,  что  когда-нибудь будет собирать  на  свои  концерты  стадионы. 

Безнадёжность ситуации  усугублялась  ещё  и  тем,  что  Виктор  и  его  первый  соратник  по  группе  Алексей  Рыбин  вышли  из  питерской  панк-тусовки.  Если  первопроходцы  западной  панк-сцены – Sex  Pistols, Ramones,  Clash,  Strangers,  занимались  пусть и  весьма  специфической,  но  всё-таки  музыкой,  тридцать  лет  спустя  воспринимаемой  почти  как  классика  жанра,  то  наши  первые  панки просто  дурачились,  спасаясь  от  скучной  советской  действительности.  Даже  самый  харизматичный  из  них – лидер  группы  «Автоматические  удовлетворители»  Андрей  («Свин»)  Панов  – был  неплохим  клоуном,  своими  забавными  проделками  разбавлявшим  снобизм  и  пафос  рок-тусовки,  но  стоило  ему  выйти  на  сцену  или  попасть  в  студию,  получалась  одна  большая  ошибка  природы. Свин  всё-таки  оставил  какой-то  миф  о  себе,  какой-то  след  в  истории,  а  от  большинства  его друзей и  собутыльников  не  осталось  ничего.  Цой  мог  запросто  разделить  их  судьбу,  если  бы  в  нём  не  проснулся  автор  хороших  песен.

Безусловно,  всем  лучшим  в  своём  наследии  Виктор  обязан  влиянию  более  опытных друзей. Поэту  Алексею  Дидурову,  организовавшему  первые  московские  квартирники  ленинградских  музыкантов,  БГ,  Майку,  наконец,  хозяевам  подпольных  студий  звукозаписи  Алексею  Вине  и  Андрею  Тропило, сумевшим  из   откровенно  сырого  материала  слепить  несколько  симпатичных альбомов  и  дать  им  всесоюзную  известность.

А  ещё  героев  и  звёзд  создаём  мы,  слушатели,  точнее наше  коллективное  бессознательное.  Мы  все  в  детстве  воспитывались  на  книгах  Аркадия  Гайдара,  а  Цой – типичный  гайдаровский  персонаж:  странный,  одинокий,  тревожный,  то  ли  чудом  выживший  Кибальчиш,  то  ли  родившийся  с  опозданием  на  полвека  Тимур. 

Но  главное  даже  не  это. Я  прекрасно  помню,  почему  цоевские  песни  зацепили  меня  в  пятнадцать  лет.  В  них  мало  того,  что  начисто  отсутствовала  всякая  дидактика,  но  и  вообще  почти  не  угадывалось  эмоций.  Какие-то  случайные  бытовые  детали,  ночь,  одиночество,  ощущение  затерянности  в  лабиринтах мегаполиса,  в  мире  вообще.  Всё  это  легко  можно  было  примерить  на  себя,  на  свои  обстоятельства  жизни,  своё  состояние  души.  А  в  пятнадцать  лет  очень  важно, когда  тебя  понимает  хоть  кто-то – ну,  хотя  бы  этот  глуховатый  голос  в  магнитофоне.  На  мой  взгляд,  одна  из  самых  гениальных  песен  раннего «Кино»,  да  и  вообще  один  из  лучших  образцов  любовной  лирики – «Проснись,  это  любовь!»:

Твои родители давно уже спят, уже темно.

Ты не спишь, ты ждешь, а вдруг зазвонит телефон.

И ты готов отдать все за этот звонок,

Но она давно уже спит там,

В центре всех городов.

            Проснись, это любовь,

            Смотри, это любовь,

            Проснись, это любовь…

            Проснись, это любовь.

            Cмотри, это любовь.

          Проснись, это любовь…

В  80-х  многие  рокеры  просто  стеснялись  произносить  слово  «любовь»,  опошленное  и  обесцененное  попсовиками.  И  вот так  корректно  и  одновременно  откровенно  высказав  за  нас  наши  потаённые  мысли,  можно   делать  с  целым  поколением  всё, что  угодно.  В  том  числе  и  говорить  на  более  глобальные  и  философские  темы. Жаль  только,  что  самые  свои  глубокие  и  значительные  вещи – «Группу  крови»,  «Звезду  по  имени  Солнце»,  «Кукушку» –   Цой  написал  уже  в  период,  когда  из  него  ловкий  делец  Юрий  Айзеншпис  начал  лепить  поп-звезду.  Оба извлекли  максимум  дивидендов  из  прижизненной  киномании,  но  музыкант  и  заплатил  за  свою  популярность  немалую  цену.

В  какой-то  момент  казалось, будто  его  уж  чересчур много  на  экранах,  в  радиоэфире,  на  страницах  молодёжных  журналов.  Это  раздражало,  и  хотя  большинство  песен  по-прежнему  нравилось,  раздражение  часто  заглушало  другие  чувства.  Кроме  того  в  роке  всё  больше  ценился  эпатаж  и  политический  радикализм.  «Кино»  с  его  «прогулками  романтика»  смотрелось архаично  на  фоне  сибирских  панков,  швырявших  со  сцены  эпатажные афоризмы.

Неожиданная  для  всех  гибель  Виктора  в  автокатастрофе  не  только  не  помогла  по-новому  взглянуть  на его  творчество,  а  только   ухудшила  положение.  Появилось  множество  групп,  более  или  менее  похоже  подражавших  «Кино».  Некоторые  из  них  честно  говорили,  по  чьим  следам  идут,  некоторые  утверждали,  будто  Цой  надиктовывает  им  целые  альбомы  с  того  света  путём  телепатической  связи,  кое-кто  даже  забрасывал  свои  записи  в  Интернет  под  видом  «неизданных  шедевров» кумира,  но  во  всех  случаях  имела  место  откровенная  спекуляция. 

Потом  пошли  трибъюты,  ди  джейские  ремиксы,  фильм  «Бездельники»,  не  заслуживающий  ни единого  приличного  слова  в  свой  адрес…  Фаны,  писавшие  на  заборах  «Цой – бог!»,  девочки,  влюблявшиеся  в  Цоя  примерно  так  же,  как  их  ровесницы в  Рому  Жукова  и  Женю  Белоусова, по  сути  своей  оказались  носителями  того  самого  тоталитарного  мышления,  которое  пытался   разрушить  Виктор.  Невольно  согласишься  с  иронией  Александра  Градского,  спевшего  однажды  от  имени  своего  поколения:  «А  мы  не  ждали  перемен,  и  вам  их  тоже  не  дождаться!».

Ещё  горше  сознавать,  что  Цой  остался  недопонят  даже  некоторыми  друзьями  и  единомышленниками.  Скажем,  перепевая  замечательную  «Песню  без  слов»,  группа  «Алиса» заменила  строчку  «каждому  вору – право  украсть»  на  «каждому  вору  возможность  не  красть».  Мало  того,  что  это  даже  фонетически  звучит  ужасно,  но  и  смысл  получился  весьма  спорный.  Всё-таки  воровство  сопровождает  человеческое  общество  ровно  столько,  сколько  существует  материальный  достаток.  Возможность  не  красть  у  воров  может  появиться  лишь  в  стране, лежащей  в  руинах – недаром  же  при  Сталине  коррупция  не  достигала  нынешних масштабов  лишь  потому,  что  в  перерывах  между  революционными катастрофами  и  мировыми  войнами  красть  особенно  нечего. 

Говорят,  будто  голос  Цоя  звучал  из  динамиков  над  живой  цепью,  окружавшей  Белый  дом  в  августе  1991  года.  Это  был,  кажется,  последний  момент,  когда  народ – то  есть  народившаяся  бесформенная  биомасса серьёзно  пытался  стать  обществом,  решающим  свою  судьбу. 

Автор: Олег Гальченко

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей"!

https://gazeta-licey.ru/blogs/oleg-galchenko/21832-vooruzhyon-i-ochen-opasen