Найти в Дзене
Донские Зори

Утро у пруда. Весенние зарисовки

Всё началось с того, что мы отправились в эту экспедицию в пятницу после работы. Было понятно, что до объекта нашего интереса в Верхнедонском районе засветло доехать нам не суждено. Однако, это был не самый веский аргумент против, поэтому решение было принято и уже через четыре часа мы сворачивали с М-4 на Казанскую в свете последних лучей солнца. Впереди была ещё пара десятков километров, из которых тревожили только последние десять — по незнакомой местности.

С поворотом на полевую дорогу пришли сомнения. От тревожного предчувствия, что мы едем не туда, нас несколько отвлёк заяц, улепётывающий впереди в свете фар. Наконец, наши пути разошлись, мы начали лавировать среди колдобин, спускаясь в балку, и в конце концов чуть не упёрлись бампером в столб, преградивший дорогу.

Мы вышли из машины с фонариками. Ароматный воздух ночной степи, щедро нашпигованный комарьём, действовал бодряще, поэтому нужная дорога быстро нашлась очень быстро. Проехав по дамбе пруда и спустившись к полю, мы с облегчением вздохнули. Но уже через километр дорога упёрлась в распаханное до деревьев поле. Деваться было некуда. Надо было ставить лагерь.

Ничего лучше не придумав, чем забиться под ивняк недалеко от «тупика», мы поставили палатки в высоченной траве и, чуть не сожранные заживо обезумевшими комарами, наскоро перекусили под защитой палаточного тента.

Наконец, ночь закончилась. Я вышел в серое утро и осмотрелся. Нарочно так не замаскируешься: палаток и даже серебристой «Нивы» уже с двадцати метров видно не было!

Место ночёвки
Место ночёвки

Место было далеко не лучшим и для знакомства с природой. Топкий берег оброс тростниками и красоты весенних склонов можно было увидеть только сквозь них.

-2

У меня в запасе были кое-какие снасти: телескопическая поплавочная удочка и донки на мотовильцах. Быть у воды и не «прозондировать» рыбье население пруда — такого ещё не бывало. Но основная проблема была в подходе к воде. Метрах в ста от лагеря такое место нашлось.

То, что в метрах в пяти от берега глубина была всего двадцать сантиметров, я уяснил очень быстро. Поплавочная удочка была размонтирована, и я начал готовить донку. Зашвырнув грузило метров на тридцать, я уселся на коряжку и стал ждать результатов.

Особого ажиотажа у подводных обитателей бодрые навозные червячки не вызвали. Свинцовый сторожок на леске выглядел весьма печально в своей неподвижности, и руки сами потянулись к фотоаппарату.

С рыбацкого насеста была видна только серая цапля на противоположном берегу. Судя по всему, дела с рыбой у ней тоже не шли.

Серая цапля на фоне тростников
Серая цапля на фоне тростников

Чего сидеть, штаны просиживать, когда не клюёт? И я отправился гулять...

...Очень хотелось сказать пару слов этому «ударнику», распахавшему дорогу до кустов. Такая практика наблюдается в любом районе нашей области, и я уже об этом писал в своих статьях. Но я здесь гость, и «качать права» мне не к лицу. А вот местные жители, основные пользователи этой дороги, молчат.

Трактор в поле
Трактор в поле

За полем виднеются два бугра. Я до сих пор не знаю, как они называются. Трудно собирать информацию, коренное население отсюда уходит. Мой сосед в Ростове родом из этих мест, но не помнит, как назывались эти бугры. Скорее всего, местные жители считали их курганами, хотя это типичные останцы. На левобережью Тихой тянется целая цепь таких бугров, внутри каждого из которых есть каменный пласт кварцита, предохраняющий этот участок от размывания осадками. В Кашарском районе такие останцы называют «пупками»...

Невысокие останцы за полем
Невысокие останцы за полем

Пасмурное утро не красило фотографии. Берег пруда с этой стороны был довольно однообразен — тростники, ивы, трава... Единственные яркие пятна — цветы шиповника. Особенно радовали глаз кусты с ярко-малиновыми цветами. Люблю это растение наших степей и по осени всегда запасаюсь его ягодами, чтобы зимой попивать вкусный и ароматный горячий настой...

Цветущий шиповник
Цветущий шиповник

Тем временем над поверхностью пруда началось оживление. Небольшая группа серых цапель пролетела мимо; увидев меня, с воды с шумом сорвалась стая огарей...

Но всё происходило вблизи другого берега пруда, а оптика не позволяла снять птиц крупным планом. На мою долю сегодня оставались лишь великолепные общие планы серебрящихся ковылём склонов...

Я вернулся на своё рыбацкое место. Сторожок уже не пребывал в покое, на крючке явно кто-то сидел. Всё стало понятно после подсечки — я не ощутил желанной тяжести и сопротивления. «Добыча» оказалась карпиком, который свободно умещался на ладони. Плыви, бедолага, обратно!

Пора было ехать дальше...

Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!

Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!