Найти в Дзене
Леонид Ельцов

Правила дорожного движения, основанные на Конвенции о дорожном движении.

С 1 января 1973 года вводятся новые Правила дорожного движения и Государственный стандарт «Знаки дорожные».

О приближении к перекрестку с равнозначных и неравнозначных дорог сообщают предупреждающие знаки с красной окантовкой. В случае, если главная дорога меняет направление движения, то водители должны проезжать этот перекресток, как будто это равнозначные дороги, в отличие от нынешних положений.

Скоростной режим по-прежнему оговаривается только в городе – 60 км/ч для всех. А так «водитель должен выбирать такую скорость движения, чтобы быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению автомобилем».

Сегодня противотуманки ушли от своей прямой функции, и часто их включают «для красоты», пригасив головной свет. Однако в 1973 году в ПДД четко оговаривалось, что «противотуманными фарами можно пользоваться только во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с большим количеством поворотов». ПТФ должны быть включены совместно с основными фарами и подсветкой номера. Фара-прожектор или фара-искатель, предусмотренная заводом-изготовителем (и ни в каком другом самодеятельном случае), может быть включена только вне населенных пунктов при отсутствии встречных машин.

К слову о нынешних любителях шторок на окнах: в 1973 году запрещается эксплуатация автомобиля, если на ТС установлены «жалюзи или занавески, ограничивающие видимость».

2 ноября 1979 года Приказом МВД СССР вводятся новые Правила дорожного движения, которые вступают в силу с 1 июня 1980 года.

В них появляется требование пристегиваться в автомобиле ремнями безопасности, если таковыми оборудовано транспортное средство. Наконец, оговариваются знаки приоритета, которые указывают очередность проезда перекрестков – «главная дорога», «уступите дорогу», а также «преимущество встречного движения».

Вне населенных пунктов полагаться только на свои ощущения по нужному скоростному режиму больше нельзя – скорость ограничена 90 км/ч, а для водителей со стажем менее двух лет, внимание, не более 70 км/ч. У органов управления на местах есть право повышать скоростной режим на дорогах, где условия обеспечивают безопасность. Водителю запрещается двигаться на слишком малой скорости и создавать помехи движению других транспортных средств.

Машин на улицах уже достаточно много и далеко не все водители руководствуются здравым смыслом и вежливостью. Поэтому в Правилах появляется пункт, запрещающий выезд на перекресток или пешеходный переход, если там есть затор — не правда ли, как знакомо? При повороте водитель должен пропустить пешеходов, а также снизить скорость или остановиться при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, пропустить общественный транспорт при его отъезде с остановки. Оговаривается использование световых огней, близкое к нынешним требованиям.

На автомагистралях запрещается учебная езда, езда со скоростью ниже 40 км/ч и движение грузовиков далее второй полосы.

Последний свод Правил дорожного движения, относящийся к Советскому Союзу, вступил в силу 1 января 1987 года. Они мало чем отличаются от современных, привычных нам ПДД.

Ремнями безопасности можно не пристегиваться инструктору по вождению и детям до 12 лет (о детских креслах речи пока не идет). Помимо алкогольного и наркотического опьянения и утомления появляется запрет на управление автомобилем под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.

Звуковые сигналы в населенных пунктах подавать можно только для предотвращения аварии. Любопытно, что для «привлечения внимания обгоняемого водителя» разрешается подавать сигнал переключением света фар – сегодня такое поведение сочли бы хамским и даже подумывают отнести к понятию «агрессивное вождение». Разрешается включать противотуманки в темное время суток.

Скорость движения на автомагистралях увеличивается для легковых автомобилей до 110 км/ч, на других дорогах остается на лимите 90 км/ч. По-прежнему водителям со стажем менее двух лет вне города разрешено ездить не быстрее 70 км/ч. На автомагистралях запрещается теперь и движение задним ходом, и разворот в разрывах разделительной полосы.

Обгон запрещен на перекрестках, за исключением движения по главной дороге, в крутых поворотах, в конце подъема, на железнодорожных переездах, а вот о совсем недавно узаконенных «зебрах» речи пока не идет. Стоянка на мосту разрешена, что противоречит современным ПДД.

Полосы для общественного транспорта уже в 1987 году запрещены для водителей легковых автомобилей.