Найти в Дзене
Сокровища Крыма

Феодосия глазами Марины и Анастасии Цветаевых

Много ли мест на земле, где была счастлива Марина Ивановна, много ли сохранилось квартир, где жили сестры Цветаевы? Феодосия до сих пор сохранила цветаевские адреса... Войны и революции безжалостным смерчем пронеслись по Феодосии и ее самой красивой прибрежной части. Исчезли десятки памятников, гостиниц, банков, украшавших город в начале XX века. Только в мемуарах ушедших поколений да еще на открытках первых двух десятилетий двадцатого века можно увидеть тот волшебный приморский город — с аркадами Итальянской улицы, толпами мусульманских паломников, возвращающихся из Мекки через Феодосию, с яхтклубом и несколькими пристанями для крупных пароходных компаний России. Во время Великой Отечественной войны часть зданий была разрушена бомбардировками. Что-то восстановили в измененном виде, что-то навсегда утрачено... Сегодня уже сложно воссоздать тот неспешный, своеобразный ритм и уклад жизни Феодосии, увиденный Мариной Цветаевой за несколько месяцев жизни в Феодосии, с октября 1913 по июнь

Много ли мест на земле, где была счастлива Марина Ивановна, много ли сохранилось квартир, где жили сестры Цветаевы? Феодосия до сих пор сохранила цветаевские адреса...

Войны и революции безжалостным смерчем пронеслись по Феодосии и ее самой красивой прибрежной части. Исчезли десятки памятников, гостиниц, банков, украшавших город в начале XX века. Только в мемуарах ушедших поколений да еще на открытках первых двух десятилетий двадцатого века можно увидеть тот волшебный приморский город — с аркадами Итальянской улицы, толпами мусульманских паломников, возвращающихся из Мекки через Феодосию, с яхтклубом и несколькими пристанями для крупных пароходных компаний России. Во время Великой Отечественной войны часть зданий была разрушена бомбардировками. Что-то восстановили в измененном виде, что-то навсегда утрачено...

-2

Сегодня уже сложно воссоздать тот неспешный, своеобразный ритм и уклад жизни Феодосии, увиденный Мариной Цветаевой за несколько месяцев жизни в Феодосии, с октября 1913 по июнь 1914 годов. Но — вот чудо — немало зданий, отмеченных поэтессой в письмах, записных книжках и стихах, в мемуарах Анастасии Цветаевой, сохранились! И сегодня можно пройти по адресам, где бывала Марина, где покупала игрушки для годовалой дочери Ариадны, сидела за столиком в кафе, читала свои новые стихи.

-3

17 октября 1913 года Цветаева с дочерью поселилась в Феодосии. Из Ялты, накануне отъезда, она писала в Москву: «Насчет Феодосии мы решили как-то сразу, не сговариваясь. Сереже хочется спокойствия и отсутствия соблазнов для экзаменов». Сергей Эфрон, муж Марины, остался еще на несколько дней в Ялте, в санатории, а у Марины начался совершенно новый этап — феодосийский.

«Сегодня я ночевала одна с Алей, идеальная няня ушла домой. Аля была мила и спала до семи, я – до десяти. Сегодня чудный летний синий день: на столе играют солнечные пятна, в окне качается красно-желтый виноград». Это строчки из письма Цветаевой в Ялту.

-4

Дом, который выбрала Цветаева, расположен на склоне горы Тепе-Оба, на бывшей Анненской улице (ныне это улица им. О.Ю. Шмидта). Вокруг дома (в то время дачи художника Редлиха) еще не было домов, они появятся позже. Несколько плодовых деревьев, великолепный розарий, лозы розового муската под самыми окнами. Племянница Редлиха, в то время шестнадцатилетняя гимназистка Лиза, вспоминала: «Дом... покрыт розовой черепицей и стоит высоко над городом и синей бухтой. За ним по некрутому склону поднимается несколько мазанок слободки, а дальше — гора, белая, известковая и полынная земля... Дом окружен любовно выращенным садом. По стенам вьются розы до самой крыши, на каждой стене свой сорт...». Семья Редлихов (отставной военный, фотохудожник, художник-любитель Эрнест Моритцевич и его жена, преподаватель музыки Алиса Федоровна) жили где-то недалеко.

Спустившись с Анненской улицы на Крепостную, Цветаева и Эфрон часто заходили в мужскую гимназию. Здание гимназии построено в 1907 году на месте рынка. Ныне в нем действует финансово-экономическая академия.

-5

На старых открытках хорошо виден каменный мост над древним генуэзским рвом. На перилах этого моста Марина и Анастасия Цветаевы ждали Сергея Эфрона после экзаменов.

Именно в Феодосийской мужской гимназии Эфрон, сдав почти двадцать экзаменов, получил аттестат, с которым поступил в 1914 году в Московский университет.

В первые месяцы жизни в Феодосии, осенью и зимой 1913 года, Цветаева читала свои стихи вечерах: в Обществе приказчиков Феодосии, в Еврейском обществе пособия бедным, в Азово-Донском банке. Где располагались два первых общества точно неизвестно. Остались яркие и эмоциональные зарисовки в дневнике Цветаевой и отзыв в одной из феодосийских газет на выступление Марины и Анастасии 15 декабря 1913 года: «Снова выступали очаровательные сестры Цветаевы... Еще раз обвеяли нас солнечной лаской... Еще раз согрели одинокие одичавшие души!»

-6

Сохранилось здание Азово-Донского банка (теперь там городское отделение «Укрсоцбанка»). Рухнули атланты, поддерживающие балкон, и ажурные купола на крыше банка. Но атланты установлены новые, и прекрасно можно представить богатство архитектуры здания, чопорность, уверенность банковской системы России 1913-1914 годов.

-7

Анастасия Цветаева жила с годовалым сыном Андреем недалеко от Марины, на Бульварной улице (ныне это часть улицы Десантников). Дом, в котором Анастасия снимала две комнаты, хорошо сохранился и поныне. Во внутренний закрытый двор смотрят окна длинной просторной галереи. Еще живы лепнина на потолке, голландские печи, мраморная лестница в парадном подъезде, выходившем на Военную улицу (ныне улица В. Коробкова). С 2003 года это комнаты с отдельным крылечком стали долгожданным Домом- Музеем сестер Цветаевых.

Из воспоминаний Анастасии: "Я снимала… домик на Бульварной улице. Дом был с приподнятым фундаментом, так что второй этаж был довольно высоким. Здесь было три комнаты: столовая, моя комната и детская. Квартира была угловая…"

-8

"Марина жила в минутах десяти от меня, вверх по отлогой горе… Садик вокруг низкого длинного домика был густой, уютный, веселый, с холма был вид на море… Комнатки, где жили Марина с Сережей, Алей и няней, были низкие, старенькие; старинная простенькая мебель радовала глаз пуфами, диванчиком, ламповым абажуром, картиной в поблекшей раме. Створки окон, распахнутые в низкие кусты, впускали запах дрока – он звал в Коктебель…".

-9

"…я их помню, и я говорю: Марина была счастлива с ее удивительным мужем, с ее изумительной маленькой дочкой – в те предвоенные годы. Марина была счастлива".

Интересно описание весенней Феодосии в дневнике Марины Цветаевой: «Как чудно в Феодосии! Сколько солнца и зелени! Сколько праздника! Золотой дождь акаций осыпается… Каждая улица – большая, теплая, душистая волна… В низких пышных акациях что-то совсем сливающееся с белыми стенами домов, крытых черепицей, - со всем духом Феодосии».

-10

И сегодня цветаевские адреса передают колорит ушедшего от нас времени, хранят следы великого поэта и ждут своих ценителей, поклонников и исследователей.

Информация и фото взяты из открытых источников.