В Республике Беларусь 12 марта на уровне президента подписан Указ «О стимулировании использования электромобилей». По мнению А. Лукашенко он сделал это, чтобы подтолкнуть к более активной покупке машин на электрической тяге и с учетом неясных перспектив нефтяного рынка в стране.
Сам шаг можно только приветствовать, тем более, что развитие инфраструктуры в стране идет опережающими темпами. А вот купить новый электромобиль не богатым жителям республики не по карману.
Что в Указе? Среди основных льгот и стимулирующих мер выделяются:
1. Ставка НДС. Налог обнуляется до «0» в случае ввоза физическими лицами электромобилей в страну.
2. Возврат НДС. За ранее ввезенные машины с электромоторами НДС можно вернуть в объеме до 500 базовых величин (1 БВ=27 BYN).
3. Освобождение от платы на парковках. Одновременно владельцев парковок обяжут предусматривать места с зарядными станциями для электромобилей.
4. Обнуление для оплаты пошлины за участие в дорожном движении (налог за дороги).
5. «Нулевой» НДС юридическим лицам, установившим зарядные станции на территории предприятий.
6. Льготы для производителей электрического транспорта. Введено право повышенного инвестиционного вычета.
7. Льготная аренда зданий или их части в случае установки в помещении зарядных станций.
Не стоит забывать, что ожидает утверждения на уровне ЕЭК льгота по "обнулению" уплаты таможенной пошлины. По инициативе председательствующей в ЕАЭС Беларуси такой документ пока вводится до конца 2020 года.
Возможная трансформация рынка. Действенность предложенных мер пока еще предстоит только оценить.
Предварительные подсчеты, к примеру, для подержанной Tesla за 20 тыс. долларов показывают экономию:
· НДС – 20 %;
· таможенная пошлина – 15% (в случае введения).
Только на этом удается сэкономить до 7 тысяч долларов. Дополнительная выгода возникнет при более экономной эксплуатации.
Развитие европейского рынка позволит в скором времени отыскать 2-3-летние машины в пределах 12-15 тысяч. Так что желание обладать электромобилем становится не таким уж не осуществимым.
В качестве заключения. Всего за несколько дней до Указа в Беларусь ввезли 4 электромобиля Geely Geometry A для изучения спроса на внутреннем рынка. Вот и верь теперь в совпадения.
Если примерить введенные стимулирующие меры на покупку электрической машины Geely на китайскую цену (22,3 тыс. долларов), то вряд ли эта сумма будет сильно отличаться. Вот теперь и сравним. К примеру, Geely Atlas с мотором 1,8 л с полным приводом и в комплектации Luxury оценен почти в 21,3 тыс. долларов. Это практически одна ценовая категория с электромобилем Geometry A. Чаша весов имеет все шансы качнуться в сторону «зеленых» машин.
На сегодня общий парк электромобилей в Беларуси оценивается на уровне 350 машин. Потенциально за 5 лет (время действия Указа) число электромобилей может достигнуть 100 тысяч.
Думается, что при оптимистичном развитии ситуации и рынок России не останется в стороне. Ведь тут границы закрыть уже не удастся.