Найти тему

Стамбул. Музей Рахми Коча. Часть VI

Первая часть рассказа здесь, вторая здесь, третья здесь, четвертая здесь, пятая здесь.

Понимаю, что я вас своей длительной серией утомил, но это часть заключительная.

Переходим к рельсовому залу. Начнем с макетов.

Целая станция. После «Гранд макета Россия» все смотрится простовато.

-2

Когда-то в Стамбуле была и конка, и обыкновенный трамвай, и троллейбус.

-3

Только заново запущенный исторический трамвай и остался до нынешних времен. Такие по проспекту Истикляль ходят.

-4

Личный вагон 32-го султана Османской империи Абдул-Азиза, известного либерала и реформатора. В нем он прокатился по всей Европе и принимал австрийского императора Франца-Иосифа, английскую королеву Викторию и французского императора Наполеона III.

-5

Не разбираюсь в марках турецкого подвижного состава (тем более исторического), но пишут, что это паровоз G10 1910 г.

-6

А это какая-то игрушка, а не серьезный аппарат.

-7

В самом прямом смысле жесткий вагон.

-8

Тепловозов несколько и все они разрезаны в разных местах, чтоб внутренности детям показать.

-9

Есть интересная эмблема.

-10

Жемчужина железнодорожной части — итальянский рельсовый автобус фирмы Фиат. Нечто совершенно потрясающее в смысле деталей и дизайна.

-11

Салон.

-12

Закуток для проводника.

-13

Кабина, инструменты управления (по центру проходит какой-то гигантский капот, а машинист буквально лепится сбоку).

-14

Очень, очень круто конечно же. И это 1938 год! При Муссолини еще.

-15

Ни к селу, ни к городу в зале рельсового транспорта поставили милейший фруктовый фургончик.

-16

Снова выходим на свежий воздух и рассматриваем чахоточный раздел авиации.

Вертолет в раскраске турецких ВВС. Что-то очень американское и очень знакомое.

-17

Крупных экспонатов немного, но есть. Например, распрстраненнейший когда-то во всем мире самолет DC3.

-18

Служит крышей для магазина сувениров.

Самолет Do-28, армия, видимо, очень любила этот неприхотливый легкий самолетик связи и в музее турецких ВВС таких аж два.

-19

Танк М47 Паттон. Если автомобили жертвовали в музей частные лица, то данный танк — 52-я танковая дивизия.

-20

Совершенно неизвестный прежде мне самолет HFB-320 Hansa Jet. Основным эксплуатантом было — внезапно! - Люфтваффе (самолет РЭБ), но часть самолетов эксплуатировалось и как бизнес-джеты. Общая серия всего 47 экземпляров. На фото не очень заметно, но тут применена схема с обратной стреловидностью крыла.

-21

Обломки американского бомбардировщика В-24 «Либерейтор», который выполнял боевые задания над территорией Румынии (бомбил нефтепромыслы Плоешти и потерялся в 1944 году).

-22

В недавние времена его подняли со дна Черного моря. А останки экипажа (10 человек) передали США, где их и захоронили с надлежащими почестями. Нам прекрасно понятна формула «Никто не забыт и ничто не забыто» и приятно, что воины павшие в том числе и за наши интересы, перестали быть без вести пропавшими.

-23

На особом месте выставлены автомобили фирмы «Анадол». Их семь и эти модели, как я понял, полностью исчерпывают историю марки с 1966 по 1981 год.

-24

Эмблема.

-25

Разнообразные трактора. Рядом есть самый настоящий английский двухэтажный автобус, только вот фото с ним у меня совсем не получились.

-26

Там и целая небольшая железнодорожная станция есть (с кассами, туалетами, платформой) и говорят, что в некоторые дни даже катают посетителей по небольшой узкоколейке по берегу, до ближайшего моста.

-27

Какой-то важный для турецкой истории вагон.

-28

Самыми крупными экспонатами музея нужно признать паром «Фенербахче» и дизельную подводную лодку S-338.

-29

Для попадания внутрь ПЛ необходимо покупать отдельный билет и даже с билетом просто так на борт вас не пустят (нужно ждать проводника-экскурсовода). Фотоаппарат к тому времени совсем разрядился и ее я решил оставить ее на будущее.

Сходил я и на вторую территорию музея. Очень она забавна — совершенно пустая, туда просто никто не доходит. С другой стороны и смотреть особенно не на что, практически только одни модели представлены.

Разве что вот такой реактивный самолет, явно один из первых. Предполагаю, что французской разработки.

-30

Подводя итог всех частей.

Забавно, но государственные музеи представляют в любой стране зрелище унылое. Вспомните наш Политехнический музей или то же Монино. Везде, где нет хозяина, то есть увлеченного частника, даже самое интересное собрание железяк постепенно превращается в склад металлолома.

Все вышеприведенное имеет аналоги и в России. Это музеи Задорожного в Красногорске и индустриальный музей в Верхней Пышме, например.