Регионы России один за другим вводят режим повышенной готовности по COVID-19, демонстрируя эту готовность – кто как может, и кто во что горазд. О том, что к объявленной пандемии стали относиться серьезнее, говорит увеличившееся число публикаций с рекомендациями о том, как себя защитить.
Органы власти заняты профилактикой. Время, предоставляемое COVID-19 для того, чтобы воспользоваться преимуществом во времени, в отличие от эпидемии ВИЧ-инфекции, очень небольшое. Заболевание распространяется чрезвычайно быстро, хотя, как и ВИЧ-инфекция, определяется поведением граждан.
Оценим результативность предпринимаемых мер
Как отличить действительно важную профилактическую активность от ее имитации? Важно делать то, что на данном этапе развития эпидемии позволяет решать задачи и дает результаты. Результат – уменьшение количества новых случаев заболеваний. Итак:
1. Закрытие границ.
С закрытием границ явно запоздали, особенно – с Китаем. Границы с европейскими странами, в которых так любят проводить время богатые россияне, также закрываются слишком поздно. Чаще по инициативе европейских стран. Сейчас, когда уже зарегистрированы первые случаи «внутренних» заражений, эта мера уже не будет достаточно эффективной.
a. Закрытие отдельных городов. Для COVID-19, в случае появления массовых заболеваний, это – необходимая и неизбежная мера. К утверждениям Г.Онищенко о том, что Москву, например, невозможно закрыть, следует относиться скептически. Уже сейчас следует работать с «временными» жителями столицы из других регионов, информируя их о высоких рисках распространения завоза инфекции в свои регионы.
2. Обсервация и карантин.
Эти понятия перепутаны.
a. Обсервация (наблюдение в условиях изоляции) уместна для контактных с больными. Домашняя «самоизоляция», даже с выдачей больничных листов, не решает многих вопросов, связанных с жизнедеятельностью «самоизолируемых» и членов их семей. О том, как обеспечить жизнедеятельность на период обсервации, читайте здесь. Обсервация без изоляции (в больничной палате, в санатории и т.п.) ведет к распространению инфекции.
b. В случае выявления заболеваний среди находящихся на обсервации, они помещаются в карантин и находятся в изоляции не только под наблюдением медиков, но и под охраной правоохранителей или военных. «Карантин» без охраны – это нонсенс.
3. Запрет на проведение массовых мероприятий
Массовые мероприятия, связанные с большими скоплениями людей, должны отменяться. Органы власти не смогли пока определиться, что означает слово «массовые». Для Москвы это – 5000 человек, для Питера – 1000. Такая неопределенность позволяет регионам, «копирующим» распоряжения «федералов», по-прежнему проводить соревнования, фестивали, концерты, в том числе – связанные с выездами за пределами областей. Практика временного закрытия развлекательных центров в странах Европы – не блажь и не проявление паники. Эту меру необходимо вводить при первых случаях «местной» передачи инфекции.
4. Средства индивидуальной защиты.
a. Маски в дорогу: нужны или нет? ВОЗ считает, что ношение масок необходимо только больным людям. А если человек ежедневно едет на работу по 1,5-2 часа в переполненном транспорте? Ношение маски в это время вреда ему не принесет. К тому же никто не может быть уверенным, что едущий рядом человек не начнет чихать…
b. Маски в школах и детских садах. Местными органами исполнительной власти издаются распоряжения, обязывающие родителей купить или шить маски для детей, посещающих детские дошкольные учреждения и школы. Совершенно бесполезное мероприятие, вызывающее недовольство и панику.
В случае выявления заболевшего ребенка достаточно одной маски для ребенка и условий для его временной (до отправки домой) изоляции. Намного важнее работать с родителями на предупреждение посещений детских учреждений больными детьми (да и с родителями).
c. Маски для медицинских работников. Обеспечивать ими подчиненных – обязанность руководителей. Ношение маски – это защита, прежде всего, самого медицинского работника.
d. Маски для сотрудников организаций, работающих с большим числом людей. Тот же самый принцип, что и для медицинских работников. Ответственность руководителя – обеспечить масками сотрудников магазинов, социальных служб и т.п. А также – немедленно отстранять от работы заболевших сотрудников таких организаций. Нахождение на рабочем месте больного сотрудника должно повлечь за собой штрафные санкции на руководителя.
5. Утренние «фильтры» в организациях
Утренний «фильтр» измерение температуры у приходящих на работу сотрудников и детей в детских учреждениях и учебных заведениях. Это – имитирующее активность мероприятие, снимающее активность с руководителей структурных подразделений (заведующих отделениями в больницах, воспитателей в детских садах) и безответственных родителей.
6. Телефоны «горячей линии»
В случаях, когда они работают исключительно для возможности сообщить о своем пребывании за границей, но не предусматривает предоставление гражданам достоверной информации о ситуации и особенностях заболевания, это – имитирующее активность мероприятие.
7. «Одноразовая» работа с населением
Имитирующее активность мероприятие. Заключается в выступлении по телевидению, на радио или на «горячей линии» чиновника, имеющего отношение к лечению больных. Как правило этими выступлениями подменяется системная информационная работа с населением – в тех случаях, когда профилактической работе с населением органы исполнительной власти не уделяют достаточного внимания и не понимают ее важности.
8. Дезинформация
Это чрезвычайно вредное действие, когда направлено на преуменьшение опасности эпидемии.
В заключение:
- Если в России удастся справиться с COVID-19 это позволит в будущем более эффективно работать и на профилактику ВИЧ-инфекции.
- Низкая эффективность борьбы с ВИЧ связана не с недостатком ресурсов, а с отсутствием организации и игнорированием мирового опыта.
Полный текст статьи читайте здесь.
Подробнее статьи об особенностях борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции в России читайте на сайте/