Японское правительство готово определиться с выбором страны-партнера для дальнейшей разработки истребителя собственного производство в пользу США. Такая информация прошла по мировым СМИ неделю назад. Однако позже несколько авторитетных изданий высказали мнение, что консультации продолжаются. По-прежнему на столе выбор между партнерством с США или с Великобританией.
Британское предложение основано на проекте «Темпест» корпорации «БАЕ системс», в рамках которого разрабатывается перспективный истребитель с характеристиками то ли 5-го, то ли даже 6-го поколения. Преимущества британского варианта видятся японцам в минимальных ограничениях в будущем на самостоятельный апгрейд японского самолета и его продвижение на мировые рынке. С учетом того, что англичане в своем проекте задействуют многих высокотехнологичных оборонных производителей Европы, взаимодействие с Лондоном позволило бы японцам «поднять» многие темы в разработке своего самолета, которые они не смогли продвинуть самостоятельно.
Возможно, все так бы и было, если бы в этот вопрос не вмешалась администрация президента США Дональда Трампа. Японцам сразу же было указано, что у самолетов с британско-европейским технологиями могут возникнуть проблемы с функциональной совместимостью — как с американской авиацией, так и с самолетами американской конструкции, стоящими на вооружении в Силах самообороны Японии. В Токио неофициально говорят о том, что от сотрудничества с Великобританией придется отказаться ради сохранения тесных союзнических отношений с Вашингтоном.
С учетом того, что в ближайшее время предстоят новые переговоры с Вашингтоном о японской плате за пребывание американских войск и сил на территории Японии, в Токио очень не хотели бы дополнительно злить Трампа. Тем более, что американский президент ранее шокировал как японские правительственные и военные круги, так и свой генералитет готовностью вывести весь военный контингент США из Японии, если Токио не согласится кардинально увеличить «плату за безопасность», которую дает этот американский контингент.
В то же время предложение американской корпорации «Локхид Мартин» о создании для японских ВВС чего-то среднего между F-22 и F-35 уже не устроило Токио. Японской стороне не хотелось бы и того, чтобы в результате получился американский самолет с непринципиальными японскими технологическими вкраплениями, да еще завязанный на американскую сервисную цепочку, как это реализовано в случае F-35. Для Токио принципиально важно, что бы это был именно японский высокотехнологичный самолет, в котором с помощью партнера по проекту были бы сделаны работы по общему дизайну и по некоторым компонентам этой боевой платформы.
Судя по последним сообщениям, американская правительственная сторона уже не настаивает на прежнем локхидовском предложении. Возможно, к этому проекту будет привлечен другой производитель, обладающий соответствующими технологиями и опытом, - «Боинг». Есть еще и отсеявшийся раньше «Нортроп Грамэн». Насколько можно судить по публичной информации, все еще обсуждается тема свободы японской стороны в деле дальнейшей самостоятельности по модернизации этого самолета, тогда как американцы всегда настаивают на «связанном» варианте. В случае выбора США как страны-партнера по японскому перспективному истребителю Токио неизбежно придется считаться с тем, что американские власти получат право вето на продажу данного изделия за рубеж.
Изображение возможного внешнего вида самолета опубликовано минобороны Японии в проекте бюджета на 2020 год. Насколько можно судить по публикациям текущего года, конечный вариант японского истребителя пятого поколения может иметь не так уж много общего с испытывавшимися прототипами.
Истребитель по проекту, именуемому сегодня «F-X», должен в следующем десятилетии прийти на смену стоящему сейчас на вооружении самолету F-2. Разрабатывается в Техническом проектно-конструкторском институте японского министерства обороны. Основной индустриальный подрядчик — «Мицубиси хэви индастриз»
Первые работы в данном направлении относятся к 2004 году. В 2007 году после отказа США продать Японии истребители пятого поколения F-22, японское правительство приняло решение о строительстве полноразмерных летных экземпляров перспективного самолета. Только спустя 10 лет первый лётный прототип, получивший англоязычное наименование «X-2 Shinshin», поднялся в небо. По экспертным оценкам, получилось нечто промежуточное между шведским «Грипеном» и американским F-22. По результатам летных испытаний демонстратора технологий в Японии пришли к мнению, что для завершения проекта создания перспективного истребителя необходимо привлечь иностранных партнеров. Весь проект разработки этого перспективного самолета оценивается в 40 млрд долларов.
Обратим внимание на то, что проект «F-X» — не единственная в Японии тема по части разработок передового высокотехнологичного вооружения. В профильных изданиях сообщается, например, о том, что в работе находятся два проекта гиперзвукового носителя (планирующий снаряд, крылатая ракета) и два проекта противокорабельных боеголовок к ним. Как считается, на первом этапе, до 2016 года новые боевые платформы будут развернуты на южных островах, чтобы противостоять вторжениям китайского флота. На втором этапе, в районе 2028 года должны быть развернуты модифицированные варианты этих платформ с увеличенной дальностью и другими улучшенными характеристиками.