Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Буржуев не было, а гражданская война полыхала

Гражданская война – самое страшное явление в жизни общества.

Учебники называют в качестве основных причин гражданской войны "непримиримые противоречия между социальными слоями общества и стремление буржуазии и дворянства вернуть утраченное положение в обществе". Ни буржуазии, ни дворянства в Коми крае никогда не было, но борьба принимала крайне жестокие формы и вылилась в антибольшевистское восстание с центром в Троицко-Печорске.

Храм Живоначальной Троицы в Троицко-Печорске. Разрушен.
Храм Живоначальной Троицы в Троицко-Печорске. Разрушен.

1918 год был на Печоре голодным, но из Саранпаула в Троицко-Печорск завезли более 12 тысяч пудов муки, ржи и овса. Население радовалось, но именно этот хлеб стал причиной разгоревшейся борьбы.

За хлебом были посланы несколько красноармейских отрядов, и порой возникает ощущение, что вся кровавая борьба в Верхнепечорском крае возникла из-за жестокости, честолюбия, наполеоновских замашек р-р-р-революционных командиров красногвардейцев. Люди, назначенные далёкой Москвой начальниками, носителями новых, революционных идей, получив полную власть над населением, поняли эту власть как разрешение на любой приказ.

Одним из отрядов от имени Советской власти командовал бывший ссыльный Яков Иванович Розе, латыш по национальности. В памяти старожилов Курьи, Волосницы остались его плавания на пароходике до самого Бердыша: «Проезжал все деревни, отбирал золото, лупил людей».

Ещё более страшной была личность Мориса Мандельбаума. Австриец, попавший в плен во время І мировой войны, он в 17 году примкнул к большевикам, и его радостно приветствовал Троцкий как символ разгорающейся мировой революции.

Морис Мандельбаум. Соратники именовали его "Печорским Чапаевым"
Морис Мандельбаум. Соратники именовали его "Печорским Чапаевым"

Мандельбаум получил приказ нести революцию на Печору. И теперь он ниже Троицко-Печорска, а Розе выше по Печоре в значительной степени олицетворяли в глазах местного населения Советскую власть, и была эта власть бесчеловечна: Розе избивал, Мандельбаума наводил ужас: окружив какое-нибудь селение, он сгонял всех жителей на сход и объявлял, что мужчин он оставляет только до окончания полевых работ, после чего они вместе с детьми будут истреблены, а жены их будут оставлены в живых, так как еще «пригодятся» для красных…». Жителей, отказывающихся выдать деньги и золото для Советской власти, обливали кипятком. Когда деревни заговорили о приближающемся голоде, Мандельбаум объявил, что «Печора слишком контрреволюционна, чтобы есть хлеб».

Комиссар из Москвы, встретив отряд этого борца за идеи революции, был потрясён: "Сани нагружены перинами, тёплой одеждой, даже мебелью, сверху лежат самовары, металлическая посуда".

Затем в Троицко-Печорск прибывают ещё два отряда красноармейцев, ими командуют «…братья латыши Аппога, показывающие лесному краю, как надо выполнять свой долг перед Советской властью», и конфискации, т.е. грабежи, продолжились.

Красногвардейцы. Скоро их пошлют нести идеи революции на Печору
Красногвардейцы. Скоро их пошлют нести идеи революции на Печору

Когда к Верхней Печоре приблизились белые отряды и из Сибири, и из Архангельска, Мандельбаум объявляет набор добровольцев – население радостно записывается и получает винтовки. Это был конец ненавистной печорцам Советской власти. 5 февраля 1919 г. начинается восстание, все члены красных отрядов взяты в плен - печорских охотников не нужно учить подкрадываться. Уцелел ранее арестованный и увезённый в Котлас красными за жестокость Мандельбаум, которого, впрочем, вскоре оправдали. Также были схвачены другие большевистские руководители, а восстание перекинулось в Савиняг, Покчу и другие деревни.

Судьба захваченных коммунистов и участников красноармейских отрядов была решена собранием жителей Троицко-Печорска. Несколько человек отпущены – они не замешаны в жестокостях, но около 150 человек нашли конец на льду Печоры.

Потом более года Верхняя Печора отбивалась от красных отрядов, но затем повстанческая армия была распущена – охотники, рыбаки, крестьяне разошлись по деревням и таёжным избушкам. Печора смирилась с новой властью.