"Байки и Скрепы рекомендуют" - постоянная рубрика, которая выходит в связи с достижением очередного рубежа в количестве подписавшихся на наш канал. В ней я рекомендую читателям достойные, на мой личный взгляд, музыкальные альбомы вне стилистической и тематической привязки. Критерий отбора - положительное впечатление, произведенное на автора данным творением в относительно недавнее время. Поэтому не ждите в этой рубрике ни Deep Purple "In Rock", ни Queen "News of the World", ни Sweet "Funny Adams".
Итак, 3000 подписчиков у канала есть, и вашему вниманию предлагаются:
Akineton Retard. Akranania. 2002 год. Издатель: Rock Symphony/Mylodon. Производство: Brazil.
Ютуб канал fadoabcde
Akinetón Retard - чилийская экспериментальная авант-проговая группа. Её название происходит от препарата для лечения болезни Паркинсона.
Группа была сформирована в 1995 году Висенте Гарсия-Хьюдобро (Vicente García-Huidobro), Леонардом Ариасом (Leonardo Arias) и Пабло Арайя (Pablo Araya), студентами факультета искусств Чилийского Университета, в городе Сантьяго. В их музыке можно найти помимо авант-прога и джаз и кентербери. И цойл тоже. Тем более, что на дебютном альбоме участники использовали для текстов композиций выдуманный язык (а-ля Magma, но не кобайский, а собственного изобретения). Однако начиная со второго, о котором и идет речь, музыка ансамбля стала почти полностью инструментальной.
Во время выступлений Akinetón Retard смешивают видео и записи со звуковыми эффектами различного рода. Их эклектичное и виртуозное музыкальное мастерство представляет многокомпонентный, но органичный сплав перечисленных выше жанров и стилей с композиторским мастерством, основанном на достижениях современной классической музыки.
Оригинальность звучанию команды придает одновременное использование в качестве ведущих инструментов двух саксофонов, причем в ходу и альт-, и сопрано-, и тенор-саксофон, а также кларнета. Ритм-секция и гитара безупречны и создают вполне роковую плотность всем композициям. Дополнительная перкуссия, используемая на данном альбоме, тоже придает дополнительный шарм отдельным эпизодам. Мелодичные роковые и джазовые пассажи легко переходят в моменты с изрядной долей диссонанса, но ощущения избыточной тяжести не возникает.
Резюме: С кем только не сравнивают Akinetón Retard в разных источниках. Здесь и King Crimson, и Magma, и Gong, и Soft Machine, и ожидаемый Фрэнк Заппа, и неожиданный Орнетт Коулман. При этом группа имеет свой, несомненно оригинальный, звук. Лечить болезнь Паркинсона или короновирус с его помощью, конечно, вряд ли получится. Но как средство очистки мозгов от шлака вполне можно рекомендовать.
Caldera. Caldera/Sky Islands. 1976/77 год. Переиздание 2013 год. Издатель: Capitol/Soul Music/EMI. Производство: EU .
Один из самых инновационных и многообещающих джаз-фьюжн ансамблей второй половины 70-х годов XX века Caldera объединил джаз, фанк и рок с широким разнообразием латинской музыки. На Caldera бесспорно оказали влияние такие "монстры" стиля фьюжн как Return to Forever и Weather Report, но в музыке группы прослеживаются и другие веяния от соул-фанка Earth, Wind & Fire до афро-кубинской сальсы, бразильской самбы и и музыки перуанских индейцев. Детище коста-риканского гитариста Хорхе Струнца (Jorge Strunz), ведомая им и уроженцем Аргентины клавишником Эдуардо дель Баррио (Eduardo del Barrio) группа представляла своеобразную сборную обеих Америк. Помимо уже упомянутых Аргентины и Коста-Рики в ней собрались музыканты из США, Бразилии и Кубы.
В 1976 году Caldera оформили контракт с Capitol Records и записали свой одноименный дебютный альбом с Уэйном Хендерсоном из Crusaders в качестве продюсера. Группа продемонстрировала на нём многообещающие новые идеи. Музыканты Caldera чуть ли не единственные из заметных исполнителей джаз-рока/фьюжна использовали в 1970-е годы латиноамериканские ритмы и мотивы, хотя это решение, казалось бы, лежало на поверхности и могло применяться многими.
Первый альбом был целиком инструментальным. На втором альбоме Caldera "Sky Islands" первые две вещи записаны совместно с тогда начинающей, а впоследствии известной джазовой певицей Дианой Ривз (Dianne Reeves). Тем не менее, это опять же прежде всего инструментальный альбом, позволяющий музыкантам вовсю демонстрировать мастерство владения инструментами. Качество написания песен неизменно превосходно. "Sky Islands" оправдывает все авансы, выданные предыдущему альбому группы.
Оба диска вошли в джазовые чарты. Казалось бы... но... Изящный и многообещающий проект, к сожалению, оказался похоронен панком и новой волной. Мода поменялась, а устойчивое положение и интерес преданной фан-базы ещё не были завоеваны. Следующие две пластинки плохо продавались, и в 1979-ом группа распалась.
Резюме: поклонникам джаз-рока стоит послушать Caldera. Даже по сравнению с такими признанными авторитетами как Чик Кориа, Эл Ди Меола и Джо Завинул они выглядят не сырыми дебютантами, а скорее "потерянным сокровищем".
Mortiis. The Smell of Rain. 2001 год. Издатель: Earache. Производство: EU.
Mortiis - музыкальный проект и псевдоним норвежского музыканта Ховарда Эллефсена (Håvard Ellefsen), начинавшего как басист в известном блэк-металлическом коллективе Emperor. Уйдя оттуда из-за творческих разногласий (есть и другая версия) музыкант достаточно долго работал в стиле dark ambient, создавая мрачные инструментальные звуковые пейзажи с помощью в основном синтезаторов. Сам он свои творения называл "темной подземной музыкой".
Хотя на альбоме "The Stargate", предшествовавшем "The Smell of Rain", он поэкспериментировал с вокалом (пела приглашенная вокалистка Сара Джезебел Дева (Sarah Jezebel Deva) , акустическими гитарами и флейтой, всё же за привычные рамки далеко не вышел.
Поэтому "The Smell of Rain", ориентированный на песенный подход и являвшийся смесью индастриал- и готик-метала с практически синти-попом, оказался полной неожиданностью и был встречен частью поклонников музыканта бурным восторгом, а частью - полным неприятием. Мортиис наряду с игрой на традиционных синтезаторах и клавишных впервые сам исполнил партии лид-вокала. Кроме него в записи приняли участие ещё несколько вокалистов и вокалисток, гитарист, басист, перкуссионист и струнная группа, игравшая на скрипках и виолончели. Ударные, правда, оказались запрограммированными. Но это не мешает восприятию альбома.
Резюме: неожиданный творческий эксперимент и выход за рамки традиционной стилистики может сыграть положительную роль в карьере музыканта, а может и затормозить или похоронить её. С Мортиисом случился первый вариант событий.
P.S. Очень интересен список групп и отдельных персон, которым Мортиис в буклете приносит специальные благодарности за источники вдохновения. Тут и Skinny Puppy, и Nine Inch Nails, и Джон Карпентер с Бэзилом Полидурисом, и Sisters of Mercy, и Tool, и Tangerine Dream, и Vangelis, и The Animals и ужасный синти-поп 80-х (именно так и написано). И ещё ряд любопытных имен. Музыкальный кругозор у товарища широчайший.
На этом на сегодня всё. Буду ждать 4000-го подписчика для следующего выпуска.
А пока читайте предыдущие выпуски рубрики:
Первая часть рекомендаций, вторая, третья, четвертая.