Колоссальная проблема советского периода музыкальной жизни Челябинска – отсутствие в городе студии звукозаписи. Из 60-х и 70-х от выступлений классных команд остались только воспоминания и редкие записи ужасающего качества – «зальники», сделанные на концертах в лучшем случае – в пульт, в худшем (и в большинстве) – на бытовые магнитофоны с вынесенным микрофоном. В 80-е ситуация исправилась, более-менее вменяемые, хотя и отчаянно самопальные альбомы начали производить аудиоэнтузиасты Сергей Спиридонов и Виктор Котрачев. Только когда СССР рухнул и в страну ворвался рынок, на Южном Урале буквально в один момент появились сразу две точки, где любой желающий музыкант мог нормально зафиксировать свои творения.
Одна из первых в Челябинске студий звукозаписи была организована «Музыкальным центром Валерия Ярушина». Одновременно с ней открылась студия в ДК Колющенко, где работал Вячеслав Пахтусов.
БЕСПАЛОВ И ДРУГИЕ
– 11 марта 1991 года мы с Валерием Грачевым пришли работать в «Музыкальный центр Валерия Ярушина» техником и инженером соответственно, – вспоминает Валерий Беспалов. – Задача была ясная – обслуживать и ставить на концерты комплект звукового и светового оборудования. Чуть позже, зимой, центр Ярушина приобрел необходимый набор для профессиональной студии: микшерный пульт, восьмиканальный магнитофон Fostex, обработку, микрофоны. Мы привезли все это в ДК «Автомобилист», где в цоколе под залом находилась репетиционная база ярушинской группы «Иваныч». Там же выделили помещение для создания первой в Челябинске профессиональной студии. Дебютной записью, которую выполнил звукорежиссер Сергей Спиридонов, стал альбом Валерия Каримова, в который вошли его песни «Цветы изо льда», «Звезда», «Все впереди» и другие хиты.
Бывший звукач челябинской джаз-рок-группы «Сплав» Спиридонов к тому времени имел уже опыт студийной работы в Москве, где он писал группу «Мастер», Жанну Агузарову, Игоря Талькова, Машу Распутину и прочих раскрученных поп-звезд. Для начала Ярушин пригласил его поработать звукорежиссером на финале первого фестиваля «Арт-Старт», проходившего в театре оперы и балета имени Глинки. Первое, что сделал тогда Спиридонов вместе с Беспаловым, – перелопатил весь аппарат, подготовив его к ответственному концерту и самое главное – Сергей и Валерий нашли много общего во взглядах на направление деятельности по созданию технической базы для концертов и в студии звукозаписи. А Валерий Ярушин в тот момент понял, что нашел человека, который может реально управляться со звуком на высочайшем профессиональном уровне. Именно благодаря Репе (прозвище Сергея Спиридонова) студия в ДК «Автомобилист» стала мощным региональным центром звукозаписи – сюда потянулись выпускать свои альбомы музыканты со всей Челябинской области. Наконец-то! А Репа оттачивал свое режиссерское мастерство и в студии, и на концертах. В то время равных ему в Челябинске не было.
Делами звукозаписи в ДК Колющенко занималась компания интересных людей, среди которых выделялись Анатолий Аристов и Юрий Аксенов. Именно Аксенов, по специальности художник-фотограф, человек очень активный и творческий, предложил Ярушину объединить усилия в студийной работе на благо Челябинска. Валерий Иванович, больше увлеченный на тот момент гастрольной деятельностью своего коллектива «Иваныч», согласился записываться, а не записывать, и из студийного бизнеса выпал. А аппарат его центра был объединен с колющенским оборудованием, к которому еще добавили японский 16-канальный магнитофон Tascam и профессиональный пульт. И на базе ДК возникла единая студия со звукорежиссерами Спиридоновым, Пахтусовым и Азатом Галеевым. Появилось и новое название – U-Sound, сразу обретшее и визуальный образ.
– Мне тогда позвонил Юра Аксенов и попросил придумать для его новой студии логотип, – рассказывает челябинский художник Евгений Ковалев. – Я отрисовал вручную четырех античных муз – легкие танцующие фигурки.
Еще один логотип U-Sound, где заглавное U, стилизованное под камертон, подтягивается пущенной полукругом надписью – United Sound. U задумывалось изначально как сокращение от Ural – Ural Sound. Но позднее была озвучена новая редакция названия компании United Sound – «Объединенный Звук», четко подходящего к логотипу и отражающего объединение творческих и технических специалистов для достижения одной общей цели – создания записей и донесения звучания до слушателей с максимально возможной точностью. Четыре музы появились на первых челябинских CD, которые записывались в студии и выпускались под маркой U-Sound.
– Юрий Аксенов предложил мне выпустить диск, причем все расходы по записи, тиражированию и маркетингу он брал на себя, мне в качестве гонорара оставляя несколько десятков CD, – вспоминает челябинский джазовый композитор Георгий Анохин. – Я согласился, конечно.
Исходя из экономической реальности, тиражи были небольшими, всего по 500 экземпляров. По этой причине сейчас эти первые челябинские CD практически невозможно найти. В начале 90-х в студии U-Sound были записаны и изданы на компакт-дисках альбомы коллектива Георгия Анохина, бардовского трио «Мультики», «Нового Художественного Ансамбля», записи гитариста Сергея Крашенинникова и органиста Владимира Хомякова. Вообще, U-Sound развернулся сразу по четырем направлениям. Первое – собственно запись, к мастеру Сергею Спиридонову поехали писаться музыканты со всей страны. Второе – продюсирование и выпуск CD. Третье – озвучивание живых концертов. И четвертое – производство фирменной аппаратуры. Ее выпуск под заказ продолжается и в настоящее время. Сделанное за 25 лет оборудование можно встретить на различных объектах «соцкультбыта» страны. И оно работает! Практически все созданное звукоусиливающее оборудование собиралось ответственными мастеровыми людьми – Валерием Грачевым, Владимиром Буйлуком, Павлом Дробахом.
– Мы озвучили, например, прошедший в 94-м году в Челябинске джазовый фестиваль, где выступали оркестр ВВС США, Дебора Браун и другие иностранные и отечественные звезды джаза, – рассказывает Валерий Беспалов. – Под маркой United Sound мы делали ящики правильной конфигурации и ставили в них хорошие динамики, разрабатывали системы под конкретные задачи. Наши акустические системы и мониторы покупали самодеятельные группы, театры, а один из комплектов ушел в клубный концертный зал в зоопарке Санкт-Петербурга, основанный Вячеславом Ковалевым, где работали многие известные группы и артисты. Кроме джазового фестиваля наше оборудование достойно звучало на челябинских концертах Константина Никольского, Владимира Кузьмина, Земфиры, «Мумий Тролля», «Алисы», «Чайфа», Young Gods, Laibach, совместного выступления «НХА» и Саинхо в «Монолите», позже Dio в «Юности» и Nazareth в «Галактике». Были довольны и музыканты, и публика.
ЦЕНТР ЗВУКОВОГО ПРИТЯЖЕНИЯ
В 96-м году из ДК завода Колющенко U-Sound переезжает в помещение Челябинского кинотеатра имени Пушкина, который к тому времени был передан театру «Манекен». В формировании аппаратного комплекса для студии звукозаписи и прокатного комплекта внес свою лепту известный челябинский музыкант Игорь Кравчук. В 1998-м кризисном году из бизнеса уходят отцы-основатели студии – Юрий Аксенов и Анатолий Аристов, а последний, к несчастью, вскоре уходит и из жизни. Но студия к тому моменту уже набрала обороты. Первая значительная запись U-Sound в «Манекене» – альбом группы «Центр тяжести», записывал его Сергей Спиридонов, а Игорь Кравчук продюсировал гитарный звук. Популярность у Репы в тот момент была огромная, а авторитет просто непререкаемый.
– Пик записей U-Sound в «Манекене» пришелся на конец нулевых годов, тогда Спиридонов вообще практически не вылезал из студии, – вспоминает Валерий Беспалов. – И это отрицательно отразилось на его здоровье, потому что человек не должен столько работать не выходя из-за пульта. Второго звукорежиссера тогда в студии не было, хотя Сергей иногда брал учеников. Один из них, высоко оцененный Сергеем Артем Камбулин, ныне работает звукорежиссером в Сочи.
В «Манекене» на U-Sound была записана программа «Движение к оцепенению» группы «НХА», проект Ольги Сергеевой, джазовый инструментальный альбом Алексея Тимшина, в котором принимали участие многие музыканты Челябинска, и еще сотни и сотни альбомов челябинских групп. Из приезжих стоит отметить работу Лены Перовой (экс-«Лицей»), в 90-х она сотрудничала с челябинской группой In Cash. Абсолютно уникальной была запись акустической музыки в органном зале Владимира Хомякова, шведского дуэта Йоханнеса Ландгрена (орган) и Хокана Левина (саксофон). На ночной (чтобы не мешал грохот проезжавших рядом трамваев) сессии ставили около 10 микрофонов и писали многоканальный звук, снимая и инструменты, и акустику помещения. Микрофонный парк U-Sound состоял из Neumann и AKG и позволял зафиксировать тончайшие нюансы игры органистов. Работающие на U-Sound музыканты отмечали еще одну особенность студии – возможность качественной записи живых барабанов. Ведь на U-Sound стояла одна из лучших в мире барабанных установок DW.
В 2012 году из студийной деятельности U-Sound погрузился исключительно в работу с концертной техникой Валерий Беспалов. Через год в студию института культуры уходит Репа, а в 2014-м великий звукорежиссер умирает. Сегодня U-Sound в плане звукорежессуры связывают с именами Азата Галеева и Игоря Кравчука.
– Для меня U-Sound навсегда связан с именем Сергея Спиридонова, – говорит челябинский музыкант Дмитрий Локтионов. – Спиридонов уникален тем, что он добился успехов как звукорежиссерстудийный, так и концертный. На живых выступлениях он мог правильно и красиво отстроить и озвучить и Scorpions, и джазовый фестиваль, и симфонический оркестр, и орган. Это уникальный диапазон!
Одна из лучших звуковых работ Сергея Спиридонова - коллективная песня челябинских музыкантов, кавер на "ариэлевскую" "Тишину"
– Могу со всей ответственностью заявить, что после смерти Сереги Спиридонова не стало человека, который может качественно озвучить симфонические концерты, – говорит челябинский композитор и аранжировщик Владимир Батраков. – Когда Репа был концертным звукорежиссером «Сплава», он постоянно что-то придумывал, что-то мутил, например настраивал для нашего ансамбля квадрозвук, то, что сейчас называется 5+1. Он делал так: на сцене стоят два портала для стерео и еще два – на балконе позади зрительного зала. И так звук летал не только от одного края сцены к другому, но и вперед-назад. Это было его ноу-хау, никто тогда так не работал. Вершина его деятельности в студии – это запись альбома Monk ансамбля Георгия Анохина и органные концерты. Когда слушаешь орган, записанный Сергеем, полное ощущение, что ты сидишь в зале. А когда включаешь сделанную Спиридоновым запись бардов на Ильменском фестивале, ты переносишься на знаменитую поляну, окруженную соснами. Сергей Спиридонов был настолько талантливым человеком, что ему удавалось все: и бардовская музыка, и рок, и джаз. Вся жизнь у него была успехом.
А это уже звуковая работа Игоря Кравчука - групповой гимн челябинского рок-н-ролла (клип снимался в студии U-Sound)
Если бы не U-Sound, челябинская музыка была другой. Про какую еще из студий можно произнести подобные слова?
И сегодня, в 2020 году, несмотря на развитие цифровых технологий, по прежнему существует острая необходимость в создании такой структуры, которая бы позволила южноуральским артистам не просто творить, но и осуществлять свою творческую деятельность в области звукозаписи. Кроме музыкальных коллективов, существующих на самостоятельной основе, в услугах звукозаписывающих организаций нуждаются и образовательные музыкальные учреждения (детские школы искусств, консерватория, колледжи и институты).
Качественная фонограмма - это возможность заявиться на самый громкий фестиваль. И пример тому, челябинская артистка Лера Старикова, именно после студийной работы на U-Sound её треки пробили дорогу певице для участия на "Старом Новом Роке" и "Нашествии". Это не случайность, а культурная традиция, десятилетием раньше так же потрудившись на студии, прорвалась на "Славянский базар" челябинка Ольга Сергеева. Именно на U-Sound записывал фонограмму перед выступлением на популярнейшем телевизионном шоу «Голос» лидер челябинской группы «Здесь и Сейчас» Станислав Обухов, ставший в итоге финалистом и прославив Челябинск на всю страну.
С помощью культурного воздействия продвигают южноуральскую столицу сделанные на студии U-Sound альбомы известного челябинского ВИА «Ариэль». Сегодня здесь работают к радости местной публики и россиян Олег Митяев, оркестр «Классика», джаз-бэнд «Уральский диксиленд» и другие. Сегодняшнему драйверу студии - Игорю Кравчуку можно только пожелать удачи в этом нелегком деле - развитии культуры в Челябинске.