«Чернобыль», мини-сериал
Событие года в мире сериалов, потеснившее с пьедестала даже финал «Игры престолов». «Чернобыль» разделил в нашем голосовании первое место с «Дрянью». Фильмы и сериалы про трагедию на Чернобыльской АЭС снимали и раньше, но драма HBO потрясла всех доскональностью, с которой были воссозданы детали той эпохи, невероятной драматургией и горьким размышлением о том, какова цена лжи. Тот факт, что мы знаем, чем все закончилось, не мешает просмотру, а только придает напряжения и превращает сериал в самый настоящий хоррор.
В России «Чернобыль» вызвал бурную дискуссию — в основном о том, насколько много в нем клюквы (ее нет) и достоверно ли показаны все события. Но главное в сериале все же не это, а то, как внимательно и уважительно его создатели отнеслись ко всем героям. И это не только ученый Легасов и чиновник Щербина (изумительные Джаред Харрис и Стеллан Скарсгард), руководившие операцией, а поставленные с ними наравне простые люди: сотрудники электростанции, первыми принявшие удар радиации на себя; пожарные и шахтеры, работавшие на разрушенном реакторе; трое добровольцев, нашедшие в радиоактивной воде спасительный вентиль; жены, готовые пойти за облученными мужьями до конца. Во многом поэтому сериалу HBO удалось то, чего не смогли сделать ни другие проекты, ни официальные памятные даты, — заставить нас вспомнить и вновь заговорить о том, что произошло.
«Охотник за разумом», 2-й сезон
Возвращение одного из самых страшных, точных и актуальных сериалов о маньяках и тех, кто их ловит. Во втором сезоне агенты Холден Форд и Билл Тенч знакомятся с еще несколькими знаменитыми преступниками (включая самого Чарльза Мэнсона), расследуют загадочные убийства чернокожих детей и подростков в Атланте и начинают впервые всерьез сомневаться в своих методах. Стройная, казалось бы, теория о том, что всех маньяков объединяет тяжелое детство и неспособность к социализации, впервые пошатнется — и благодаря неоднозначному финалу сезона, и благодаря почти ироничным вставкам с загадочным маньяком BTK, который не подпадает под шаблоны профилирования. Важно и то, что в этом сезоне за ретроатмосферой все явственнее начинают проступать актуальные и сегодня проблемы: сексизм и харассмент, постправда и неспособность мыслить вне стереотипов, стигматизация психических расстройств и использование чужого горя в политических целях.
«Мандалорец»
Стриминг-сервис Disney+ дебютировал на рынке с новой историей из далекой-далекой галактики. Действие «Мандалорца» разворачивается между событиями «Возвращения джедая» и «Пробуждения силы». Главный герой — безымянный суровый наемник, который никогда не снимает шлема (неслучайно шоураннер проекта — Джон Фавро; он уже сумел прославить одного Железного человека). Кажется, что его интересуют только новые миссии и награда за них, но на одном из заданий он изменяет своим принципам и похищает у заказчика только что доставленную жертву. Его можно понять: один раз увидев мини-Йоду, весь мир буквально сошел с ума.
Фавро изящно стилизует сериал под старый добрый космический вестерн, используя для этого и образ немногословного, скупого на эмоции персонажа, и героическую музыку, и классические сюжетные тропы. Мандалорец и лопоухий малыш будут убегать от преследователей, кочевать с планеты на планету, помогать местным жителям (одна серия буквально повторит сюжет «Семи самураев») и собирать команду напарников, а сквозной линией сюжета станут их трогательные родительско-сыновние отношения. В итоге «Мандалорец» понравится и хардкорным знатокам саги, и любителям неспешных ламповых сериалов.
«Половое воспитание»
Смешной и стильный сериал про британских школьников, переживающих типичные проблемы взросления. Старшеклассник Отис смертельно боится всего, что связано с сексом — главным образом из-за своей властной матери-сексопатолога. Но благодаря маминому просвещению и своему острому уму он сам оказывается идеальным секс-терапевтом для школьных товарищей. Вместе с оторвой-одноклассницей Мэйв они организуют платные консультации, которые мигом начинают пользоваться популярностью.
«Половое воспитание» с юмором и легкостью говорит о том, что серьезно волнует подростков, и это, помимо очевидного, одиночество, самоидентификация и отношения с родителями. Секс, конечно же, тоже важен, и здорово, что сериал не кокетничает, а открыто и честно обсуждает мастурбацию, ориентацию и даже ранние аборты. Разыгрывает это блестящий актерский состав (Эйса Баттерфилд, Джеймс Пьюрфой, Эмма Маккей) во главе с божественной Джиллиан Андерсон в роли сексуально раскрепощенной мамы главного героя.
«Эпидемия»
Антиутопия Павла Костомарова и продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова («Гоголь» — их рук дело) оживляет главные коллективные страхи современной России: ужасы анархии и беспредел силовиков (впрочем, тут создатели осторожничают и намекают, что, может, это и не силовики вовсе). Не случайно показ «Эпидемии» приостановили после нескольких серий: возможно, кому-то сериал про смертельный вирус, толпы зараженных, блокаду Москвы и народную любимицу Анну Михалкову, идущую с вилами против власти, показался слишком уж провокационным. Но секрет успеха, конечно, не в этом. Здесь дримтим из лучших актеров русского кино, все еще ассоциирующихся с артхаусом, но давно освоивших формат умного сериала; режиссер с уникальным опытом операторской работы и документального кино (картинка тут и правда как живая) и отличный сценарий с гиперреалистичными диалогами. Да и обстоятельства сюжета, если подумать, не так уж фантастичны.