Найти тему
Изучаю людей

Иммунитет - это не только про коронавирус, а ещё и про психику

Не так давно я была на семинаре Татьяны Григорьевны Визель - логопеда и нейропсихолога. Семинар был посвящен аутизму, и среди прочих вопросов, разумеется, освещались причины аутизма. Их много. Одной из них считается гипотеза так называемых "лысых нейронов", о которой я и хочу сегодня поговорить.

Именно эта тема вызвала мой наиболее горячий внутренний отклик, стала наиболее созвучна моей позиции по отношению к детскому развитию. Что же за лысые нейроны такие и при чем тут иммунитет.

Причиной огромного числа нарушений психического развития, в частности аутоподобных состояний и нарушений речи, называют проблемы с проводимостью, проводящими путями. Что такое эти загадочные проводящие пути? Это нервные волокна, грубо говоря, провода, по которым идёт нервный импульс от зоны к зоне.

Представили себе электросеть. В нервной системе примерно то же самое. По проводу идёт импульс, но дойдет куда надо он только в случае, если по пути не потеряется. Что для этого нужно - правильно, изоляция .

Роль изоляционной оболочки в нервных волокнах выполняет миелин - белое вещество мозга. Нервные волокна миелинизируются в процессе развития постепенно, и именно завершившаяся миелинизация определенного пути причина, к примеру, того, что ребенок, видя кошку, понимает, что слово кошка обозначает именно этого зверя. Не для всех детей это аксиома, как для нас с вами.

Это пушистое и набор звуков «кошка» между собой для детей со слуховой агнозией никак не связаны. Потому что есть проблемы с миелинизацией. И эта самая миелинизация, оказывается, тесно связана с иммунным статусом человека.

У детей с различными нарушениями развития, в том числе и у детей с аутизмом, некоторые исследования обнаруживают недостаточную миелинизацию. В связи с этим сигнал не доходит до нужного места, слово не связывается с объектом, аффект не становится эмоцией, самые обычные явления окружающего мира становятся невыносимыми для восприятия - возникают тяжёлые психические нарушения. А виной тому - проблемы с ИММУНИТЕТОМ.

Вот так. Не только сопельки.

Есть, к примеру, такое заболевание - рассеянный склероз. Это вовсе не проблемы с памятью, хотя и с ней тоже, бывает, а демиелинизирующее заболевание. Нервные волокна постепенно лишаются миелина. И человек утрачивает навык ходьбы, перестает владеть руками, появляются проблемы с речью. Как лечится - иммунными препаратами. Новый миелин у взрослого человека отрастить невозможно, а вот замедлить его утрату - можно .

Об иммунитете мы знаем на данный момент чуть больше, чем ничего. Поэтому, по мнению - логично лишний раз не лезть. Никаких феронов. Мы не знаем, как они работают, не знаем отдаленных последствий .

Каждый антибиотик - удар из пушки по иммунитету, оправданный только в жизнеугрожающих ситуациях, а никак не при первых сопельках. Сопли, кашель, температура - тренировка иммунитета, не сбивать, не мешать саморегуляции, пока, опять же, нет жизнеугрожающей ситуации. Помним о миелине, который мы можем потерять .

Естественное закаливание без шоковой терапии. Всякие моржевания - мы тоже не знаем, как отзовутся. Босиком по лужам - да, в прорубь - нет. Свой пуд грязи должен съесть каждый ребенок, и это тоже - иммунитет, и тоже - миелин. В кокон не заворачиваем, стерильный мир не создаём - угроза иммунитету а, значит, не просто чаще болеть будет, а и возможны нарушения психики .

Ну и резюме - если к вам в кабинет, дорогие логопеды, приходит моторный алалик один раз через три, потому что не вылезает из соплей, если ваш собственный ребенок с трудностями в обучении - аллергик, не думайте, что их психическое и физическое состояние - звенья разных цепей. Скорее всего - одной .