Главное за неделю.
Неделю открыл «черный понедельник» - экономический кризис спровоцированный компанией «Роснефть» и Игорем Сечиным. Имеет место альтернативное мнение, что роль Сечина в срыве договоренностей в рамках ОПЕК+ была преувеличена, что впрочем не отменяет бремя тяжелейшего экономического кризиса. Главный интернет-мем недели последний день Помпеи с Сечиным.
Из-за рухнувшего курса рубля телеграмм-каналы начали в буквальном смысле искать главу ЦБ Эльвиру Набиуллину (пропавшую из публичного поля). Отдельные авторы связали это со сложной ситуацией вокруг банка «Открытие» и тем, что ЦБ не смог сдержать обвал на рынке государственных долговых инструментов, другие и вовсе указали на безвыходность положения ЦБ в условиях нового экономического кризиса и на скорую отставку Набиуллиной. К концу недели стало понятно, что в АП пока остаются довольны ее работой.
Продолжается беспрецедентное давление казахстанского бизнесмена Кенеса Ракишева на один из главных российских сайтов компромата «Компромат ГРУПП» - после неудачной DDoS-атаки прошлой недели и попытки заблокировать сайт через «Роскомнадзор», предприняты пытки признать сайт фишинговым.
Основным поставщиком политических новостей стала Государственная Дума. Рассмотрение во втором чтении изменений в Конституцию преподнесло неожиданные сюрпризы в виде поправок «с голоса» авторства Александра Карелина (о возможности самороспуска нынешнего созыва нижней палаты парламента и досрочных выборах) и Валентины Терешковой (об обнулении президентских сроков).
Обе поправки стали сенсационными - в Госдуме появился президент, по итогам выступления которого (текст выступления Владимир Путин правил лично и очевидно в последний момент) Карелин спешно отозвал поправку о самороспуске, хотя источники в АП утверждают, что она должна была быть принята. Поправка Терешковой получила одобрение президента, но «с оглядкой на решение» Конституционного суда.
Есть мнение, что таким образом была осуществлена «перекройка транзита» отменившая считавшееся уже запланированным усиление Госсовета и Совбеза, при этом от изначального сценария трансфера власти отказались из-за возросших накануне экономических рисков.
Поскольку многие сетевые авторы в каком-то смысле оказалось дезориентированы, детально и в хронологическом порядке произошедшее в стенах парламента (роль в этом различных политических акторов) со ссылкой на своих инсайдеров отдельно расписал телеграмм-канал «Кремлевский Безбашенник».
В фокусе негативного внимания оказался спикер Государственной Думы Вячеслав Володин, при этом трижды, сперва из-за угрозы депутатам, не голосовавшим «правильно» за поправки в Конституцию в третьем окончательном чтении, после из-за заявления о том, что «Путин - главное преимущество России», которым попробовал, как многим кажется, неудачно актуализировать свою же формулу - «Есть Путин - есть Россия», в третий раз из-за депутата Сергея Катасонова, который был во Франции, однако не прошел карантин, а следовательно мог заразить коллег и более того, присутствовал в зале пленарных заседаний когда Владимир Путин выступал с речью (Катасонов и все контактировавшие с ним помощники были отправлены на карантин - к пятнице стало известно, что депутат здоров).
Третье чтение по поправкам в Конституцию прошло гладко и без сюрпризов, рассмотрение закона о внесении изменений в Конституцию сейчас проходит в региональных парламентах, уже отметились: Чечня (текст поправок поддержали единогласно) и Севастополь (новую Конституцию одобрило лишь 17 из 24 депутатов).
Пока поправка Терешковой - играет на руку лишь оппозиционным и либеральным силам внутри страны, которые теперь выступают не просто против невнятного изменения Конституции, а против обнуления президентских сроков. Собственно словом недели политического новояза и стало «обнуление» - Россия оказалась в «долгом государстве Путина», предсказанном Владиславом Сурковым, как и сама идея «обнуления». Любой дальнейший выбор (уходить в 2024 году, в 2030 или в 2036) теперь оставляет Владимиру Путину широкое окно возможностей.
Прости нас Юра - мы все прое али