В мировом прокате, несмотря на пандемию коронавируса - новый анимационный фильм студии Pixar “Вперёд”.
Смотреть: с родителями
Братья-эльфы Иэн и Барли Лайтфуты живут в волшебном мире, из которого магию давным-давно вытеснил технический прогресс. Однажды они узнают, что с помощью утраченных магических знаний могут на сутки вернуть в мир живых умершего много лет назад отца. Мальчишки отправляются в путешествие за волшебным артефактом, чтобы провести обряд “воскрешения”, а на их пути встанет множество экс-магических существ удивительного мира. Или, не совсем “экс-”?
Ещё в виде аннотации новый проект студии Pixar выглядел довольно смело для детского мультфильма. Впрочем, не стоит забывать о главной особенности компании - созданная когда-то при участии Джорджа Лукаса и Стива Джобса студия прорывной на тот момент компьютерной анимации всегда отличалась тонкой способностью говорить с детьми на взрослые темы. Так и “Вперёд” помимо классических тем важности семейных уз, неожиданного и пугающего взросления, самоопределения и веры в себя, в этот раз поднимает куда более зрелую и противоречивую проблему - стремление ребёнка к покинувшему его родителю.
Впрочем, в этом смысле “Вперёд” сильно похож на “Тайну Коко” (2017) от той же Pixar (да и тема смерти, кажется, приросла к компании накрепко - уже летом выходит следующий проект студии - “Душа”, в котором, судя по тизеру и аннотациям, речь снова пойдёт о неком подобии загробного мира).
Но вернёмся в день сегодняшний. Постановщик “Вперёд” Дэн Скэнлон (он был ответственен за весьма неплохой мультфильм “Университет монстров”) тут не просто нанятый ремесленник, а настоящий автор - к проекту он был прикреплён с самого начала, в титрах значится главным сценаристом, а во время создания истории вдохновлялся, ни много ни мало - воспоминаниями о потере собственного отца и отношениями с братом в детстве.
Мир, в котором происходит действие - с кентаврами-автомобилистами, нелетающими феями, “домашними” драконами и копающимися в мусорных баках единорогами, оказывается примером этакого даосского сожительства двух взаимоисключающих сущностей - маячащего совсем рядом потенциального чуда и совершенного от него отказа.
В отличии от восточных учений, такое равновесие авторами фильма вовсе не приветствуется и пошатнуть сложившуюся ситуацию призваны герои-братья Иэн и Барли (их озвучили “мстители” Том “Человек-паук” Холланд и Крис “Звёздный Лорд” Пратт). В опасное путешествие братья пускаются, когда младшему исполняется 16 лет (так сказать, “маленькое совершеннолетие”) - то есть, на самой границе детства и юношества.
Сражаются во “Вперёд” таким образом два метода восприятия мира - стремление к сказке (которое зачастую становится принципиальным и откровенно пассионарным) и взрослое, зрелое восприятие реальности. И апологетами первого в итоге становятся отнюдь не только дети (хоть заветная искра веры в сверхъестественное - в (прости, господи) мудрость предков, хранится именно в них). Впрочем, справедливости ради, мотив чрезмерной заботы о ушедшей натуре (как следствие - ретроградства) представлен создателями не только в виде исключительной добродетели, но и как форма социальной инфантильности.
Из удивительного путешествия братьев на встречу с умершим отцом получается некий бадди-роуд-муви с автомобильным пилигримажем по сказочной Америке, братской любовью и волшебными приключениями, а также важной, но для многих (часто - по личным и трагическим причинам) неприемлемой моралью о том, что никакая смерть не в силах стать значительнее жизни.
Недостатки мультфильма начинаются там, где нужную и важную мысль нужно было грамотно нарядить в киношные одежды. Детская анимация по понятным причинам никогда не отличалась содержательной революционностью, и новые веяния часто доходили до этого жанра последними (сюжетная схема с Волшебным путешествием, вообще - один из древнейших “шаблонов” построения истории, берущий своё начало ещё из мифотворчества).
Такая “традиционность” в случае с “Вперёд” начинает откровенно раздражать - что ни говори, но любой опытный кинозритель постепенно интуитивно заучивает основные нарративные “этапы” классического сюжета, и подавать забронзовевшие приёмы при помощи того же инструментария крупной оскароносной студии всё-таки не пристало. Сценарный, а соответственно - один из важнейших, вердикт остаётся, всё-таки, неутешителен - “Вперёд” слишком предсказуем, а его сюжет вместо удивительного приключения куда чаще просто мерно скользит по давно проложенным и безопасным рельсам.
Даже встречающиеся на пути героев противники - агрессивные феи, драконы-полицейские и даже мамин ухажёр-кентавр не могут в достаточной степени расшевелить действие.
Кстати, самыми боевыми во “Вперёд” оказываются не главные герои, а, разумеется, дамы. Среди них и мать-эльфиха, что бесстрашно бросается на помощь своим чадам, и некогда грозная воительница, а ныне - хозяйка закусочной Мантикора (мифическая помесь льва и скорпиона) и те самые боевые феи-байкерши (в оригинальной версии мультфильма открыто упоминается о гомосексуальности некоторых из них - в русской локализации такие вещи, разумеется, скрыли за рафинированным дубляжом).
И в этом смысле “Вперёд” оказывается куда более последовательным спутником феминизма, чем многие “live-action” картины, позиционировавшие верность идеям эмансипации как одно из главных своих преимуществ - ведь носителями безоговорочной силы во “Вперёд” (в отличии от тех же “Хищных птиц”) становятся не привлекательные молодухи в модельных нарядах, а зрелые и матёрые, не терпящие притворства женщины.
Задумываясь о причинах драматургической неудачи “Вперёд”, вполне можно определить и подозреваемых в таком неуважении к аудитории. А именно: вполне вероятно, что на творцов из Pixar плохо влияют гигантоманские амбиции корпорации Disney, в последние годы превратившейся в медиа-синдикат совершенно гаргантюанских размеров. Ведь смелостью сценариев анимационное отделение Диснея не отличалось практически никогда. В таком случае боссам Pixar стоит обсудить бóльшую свободу для своих сотрудников.
Ведь хоть к качеству компьютерной графики мультфильма, как и к другим его техническим достоинствам не придраться даже при желании, по итогу мы имеем всего лишь весьма неплохой, но совсем не выдающийся фильм культовой студии, от которой ожидали куда большего. Соревноваться с большинством конкурентов у “Вперёд”, конечно, получится, но вот остаться в наших сердцах навсегда, как в своё время вышло у недавних “Головоломки” и “Тайны Коко” (не говоря уже о признанной классике студии) - уже вряд ли.
Оценка: 3,5 из 5