Всем привет, вы на канале Смотрим и Думаем. В предыдущей статье мы прогулялись по казармами Собственного его величества конвоя (ныне Академия/Университет), поняли, что казармы тоже хранят свою историю, теперь давайте пройдем дальше по Академическому проспекту и разберемся что это за небольшое с виду невзрачное полуразрушенное здание в псевдорусском стиле.
Погнали!
А перед нами ни что иное, как Императорский вокзал (павильон). Судя по всему железнодорожной станции "Царское Село" императору показалось мало, и в 1895 году был построен первый деревянный вокзал, который принимал только императорские поезда, и проложена отдельная ж/д ветка, проходившая через станцию "Александровская".
Справка:
Первый деревянный вокзал сгорел в 1911г, а на его месте было возведено сохранившееся до наших дней каменное здание по проекту В.А.Покровского. В оформлении Императорского павильона были использованы мотивы древнерусского зодчества, архитектура постройки перекликается со стилем Федоровского городка.
Как выглядел уже второй вокзал в начале 20 века можно посмотреть на фотографии ниже.
С одной стороны к вокзалу прибывали поезда, а с другой — был приспособлен подъезд для экипажей и автомобилей.
От вокзала была проложена дорога к Александровскому дворцу, которая позднее превратилась в Академический проспект. Почему вокзал сразу не построили рядом с дворцом, я не понял (если вы знаете, пожалуйста, напишите в комментариях).
В 1918 году императорская тематика стала не в почете, и вокзал переименовали в Павильон Урицкого, а позднее вовсе закрыли. На карте 1909г можно увидеть, как проходила ветка железнодорожных путей (частично сохранилась и в наши дни).
К сожалению, здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, но многие архитектурные элементы все-таки сохранились, и их можно еще рассмотреть.
Каменная резьба (по мнению некоторых альтернативных исследователей — это может быть технологией каменного литья, аналогичные декоры присудствуют в Федоровском городке).
Удивительная роспись парадного крыльца (ничего подобного нигде не встречал ранее) и внутренненего помещения.
В архитектуре были использованы императорские гербы, которые судя по всему уничтожались после революции.
Здание стоит на гранитном фундаменте, который в свою очередь установлен на другой фундамент (известняк).
Историческая постройка в русском стиле находится в плачевном состоянии, вход во внутрь перекрыт, крыша частична разрушена и под воздействием осадков объект продолжает разрушаться.
Вокзал планировали восстановить к 300-летию Царского Села, но не восстановили. Сейчас с одной коммерческой фирмой заключен долгосрочный договор аренды, по которому у фирмы есть право разместить в здании торговый комплекс или ресторан.
Спасибо, что дочитали, Вам может быть еще интресено:
Прогулка по Екатериненскому парку
Путешествуйте, делайте свои собственные открытия и наблюдения!