Найти тему
Grand-Car

Подорожают ли в ближайшее время новые автомобили. Мнение экспертов.

Начиная с февраля 2020 года наблюдается рост курса доллара, переходящий в стремительный рост в марте. Мнения о том, что с курсом будет дальше, расходятся. Одни эксперты предрекают продолжение роста, другие заявляют о достижении локального максимума. Распространено мнение, что через год-полтора, когда, вероятно улягутся волнения на фондовых рынках, связанные с нефтью, и эпидемия коронавируса останется в прошлом, стоимость доллара вернется к уровню 2019 года.

Годовой график кура доллара
Годовой график кура доллара

Goldman Sachs о курсе доллара:

Мы ожидаем нефть на уровне $30 за баррель в течение следующих шести месяцев, а затем постепенный рост до $60 за баррель через 24 месяца. Мы полагаем, что при этом сценарии рубль первоначально обесценится до 75 рублей за $1, а затем начнет расти до уровня в 61 рубль за $1 в течение двух лет

Как известно, в России стоимость многих товаров привязана к стоимости доллара. Благодаря программе импортозамещения многое стало производиться в России, но, к сожалению, большинство материалов, из которых производятся эти товары, по-прежнему закупаются за рубежом. В связи с этим уже объявлено, что цены на продукты питания останутся практически на прежнем уровне, а одежда, обувь, лекарства, бытовая техника подорожают.

Вице-премьер Андрей Белоусов:

Есть существенный риск повышения розничных цен, в первую очередь на бытовую технику и лекарства. Рубль подешевел сразу на 20%, потом произошла определённая корректировка, но, видимо, придётся привыкать жить в интервале 70-75 рублей за доллар.

Нас интересует, что произойдет с ценами на автомобили. Стоит ли срочно бежать в автосалон за новым автомобилем.

Сейчас большинство автомобилей, продаваемых на российском авторынке могут похвастать надписью «Сделано в России». Значит, казалось бы, волноваться не о чем. Причем тут доллар. Но на самом деле это, к сожалению, совсем не так. Все автопроизводители закупают комплектующие у других компаний. Времена, когда на завод поступала железная руда, пластмасса, резина, а на выходе получался автомобиль давно прошли. В мире давно сформировалась специализация, когда одна компания выпускает отличные компоненты тормозной системы, другая генераторы и стартеры, третья трансмиссии и т.д. При экономической целесообразности автопроизводитель может наладить собственное производство таких комплектующих, но это требует времени, большого рынка сбыта и неизбежно будет сопровождаться всевозможными ошибками и проблемами, вызывающими недовольство покупателей.

Например, автомобиль Лада Веста разработан и собирается в России и имеет высокую степень локализации. Но посмотрим на рисунок. Как минимум 15% составляют импортные комплектующие. При увеличении курса доллара их стоимость вырастет и, следовательно, стоимость всего автомобиля.

Степень локализации Lada Vesta
Степень локализации Lada Vesta

С автомобилями иностранных брендов дела обстоят еще хуже. Доля локализации у них значительно меньше. Некоторые модели импортируются в виде крупных узлов и агрегатов. В России производится только сборка, составляющая лишь небольшую долю в стоимости автомобиля.

Таким образом, автомобили однозначно будут дорожать. Но этот процесс не будет резким. На складах дилеров и представительств компаний имеются большие запасы автомобилей, а на складах производителей запасы комплектующих, закупленные по старым ценам. Как показала резкая девальвация 2014-2015 годов, стоимость автомобилей несколько месяцев оставалась прежней, а затем стала подниматься с существенным запаздыванием по сравнению с ростом курса. Тогда курс доллара вырос на 100%, сейчас наблюдается на уровне 15-20% и ожидается в равной вероятности, как дальнейший рост, так и отскок.

Автодилеры пользуются ситуацией и пытаются стимулировать спрос на страхе повышения стоимости. Появились рекламные акции типа «Курс растет — мы держим цены. Успейте до повышения». Многие покупатели отмечают, что с дилерами стали крайне неохотно предлагать скидки. Но настоящего повышения вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. Последние годы автомобильный бизнес переживает не лучшие времена. Редкие месяцы увеличения продаж сменяются падениями, в такой ситуации повышение цен способно только ухудшить положение.

Дилеры мотивируют покупателей на покупку скорым повышением цен.
Дилеры мотивируют покупателей на покупку скорым повышением цен.

Если Вы планировали в этом году купить новый автомобиль и хотели сэкономить на всевозможных акциях и скидках, то лучший момент уже упущен. В феврале дилеры охотно избавлялись от прошлогодних автомобилей, предлагая различные выгодные условия. Сейчас можно легко купить автомобиль по официальным, рекомендуемым ценам и эта ситуация продлиться еще несколько месяцев.

В последнее время производители поднимали цены на автомобили один раз в год на 1-5%. В этом году большинство производителей, вероятно, поднимут цены также и в середине года и общий рост будет выше. К сожалению, это неизбежно.

Резюмируя вышесказанное, цены на автомобили будут расти, но не в ближайшее время. Если покупка автомобиля была запланирована, то самое время заняться этим вопросом, но без паники и ажиотажа.