Найти тему
Николай Практик

Колхоз, в натуре! Часть 7.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

Сложности работы.

Больше семидесяти процентов рабочего времени у завгара уходило на поиск запчастей. Нашёл нужную деталь, водитель сам знает, как её на место поставить. И машина пошла на линию. Главная задача колхозного завгара обеспечить транспортом все службы хозяйства. У главного инженера, то же самое, только задачи по глобальнее — найти нужное оборудование и так у всех специалистов колхоза. Агроном ищет семена, животновод - породистый скот и особые корма, ветеринар — лекарства. Так что хвалёный ГЛАВСНАБ работал ни к чёрту!

А у главного и единственного снабженца задача была проще - всё что нашли, завести на место и все обязанности.

Кто- то там в Москве определил, что в сельское хозяйство можно распределять только ГАЗ-52 и 53, машины для тяжёлых полевых работ слабые. Сроки списания 8 и 10 лет соответственно. Двигатель можешь менять только с разрешения ГАИ, как и кабину. Газ-53 полазит по бороздам в поле с перегрузом мокрым силосом или побуксует в поле полный свеклы и пошло мучение! У хорошего шофёра лет пять выдерживал, а дальше пошли трещины по раме, зубья в редукторах выламывало, коленвал растачивать, а то и гильзы, КПП вообще не выдерживала, передачи вылетали. А ЗИЛы только для промышленности, т. е. в город по асфальту ездить.

Но было в гараже всё-таки четыре ЗИЛ-130, три самосала различных заводов, но два ММЗ с короткой базой, что не есть хорошо для лёгких и объёмных грузов и автокран. ЗиЛ-130 -мечта любого водителя. ЗИЛ - машина прочная, простая, удобная. О КАМАЗах тогда и не мечтали в деревне.

Получали новые машины по разнарядке сверху. Списал по сроку эксплуатации машину, месяца через три получишь новую.

Пришёл как-то на территорию гаража главный животновод. Увидел вдоль забора несколько сломанных газонов и говорит:

- Ты, Николай Матвеевич, взял бы да собрал из трёх машин одну, да на линию хоть одну выпустил.

Как животноводу объяснить, что у всех трёх «полетел» диск сцепления, одна и та же поломка! А начнёшь с машины, с поломкой или без водителя, что — нибудь снимать, всё, процесс не остановить, водители начнут в тихушку помогать и всё, нет машины. У Николая была одна такая машина, в списках есть, до списания ещё год, а в натуре давно нет. Всю растащили на запчасти. При принципиальном подходе, за такую ситуацию можно было и в Сибирь загреметь. Как у Высоцкого в песне : « Из Сибири в Сибирь». Успокаивало только то, что эта машина досталась ему по наследству, от предыдущего завгара.

Главный грабитель бесхозного транспорта был сам завгар. Прижмёт ситуация - молоковоз сломается или автобус, рабочих возить и побежит, и сам снимет какую-нибудь детальку. И сам же себя обманет: «Как запчасть достану, так сразу же верну!» Потом работа закрутит или запчасти взять не откуда и всё забылось!

Николай ограждение построил сам от себя и туда авто без водителей загонял и на замок, а ключ главному инженеру отдал, но до того замучил его попрошайничеством ключа, что тот вернул его завгару, со словами:

- Да отъе...сь ты от меня с этим ключом, у самого дел по горло!

Для Николая был праздник, когда устраивался смелый водитель ( обычно это был выгнанный за пьянку водитель, но прошедший лечение в ЛТП. Как расшифровывается уже не помню. А, лечебно- трудовой профилакторий. Короче, там лечили принудительно от алкоголизма и ещё заставляли работать, типа зоны с производством и больницей, где они работали и лечились от трёх до восьми месяцев) и брался за подзаборную полуразобранную машину и восстанавливал её своими руками, а завгар обеспечивал, по мере возможности, недостающими запчастями.

Сильно выручала Николая близость большого промышленного города. Городские, а особенно военные автобазы обеспечивались запчастями лучше, чем сельскохозяйственные. Плохо было только одно, у них для ГАЗ-53 и 52, мало что было. Они оснащались ЗИЛами 130 и уже КАМАЗами. Но тогда колхозам уже разрешили перекупать не новые машины в других организациях, которые новым транспортом обеспечивались лучше. Так приобрели два ЗИЛа, автобус ПАЗ, пожарную машину, вместо трактора с бочкой и насосом.

Для решения своих проблем в город завгар на бартер возил: мясо, молоко, капусту в мешках, картошку, что колхоз производил, то и шло, в обмен на запчати, на комплектование ЗИПов для военкомата, для содействия в оформлении документов в ГАИ, что бы отвязались въедливые инспектора всяких служб (Военкомы, инспектора ГАИ, Ростехнадзор, пожарная охрана и т. д.) Поэтому, когда говорят, что при СССР не брали взяток, улыбнитесь. Ни такие большие как сейчас, но зато массовости могут современные взяточники позавидовать.

Пришел как-то с армии парнишка, выполнявший интернациональный долг в Афганистане. И наш Председатель с парторгом решили воспользоваться патриотической волной захлёстывающей тогда всех, кто был там. Поехали в райком партии и выбили для бывшего война-интернационалиста, сверх положенного лимита новый газик — молоковоз. Тем более завгар давно ныл, что ему необходим для подстраховки ещё один молоковоз, а то старые часто ломались. Пригнали его с базы МТС, научили паренька какой алгоритм сбора молока по фермам. В армии он был водителем и радостные отправили его в трудовой путь. Прошло недели две.

Сидит Николай на утренней планёрки, не волнуется, разноса вроде получать не за что. Только Председатель что-то на планёрку опаздывает, что с ним никогда не случалось.

Наконец стремительно заходит. Ни «здравствуйте», ни «извините за задержку», а сразу обращаясь в завгару:

- Иди, забирай, свой новый молоковоз, у меня в полисадике валяется!

Увидев непонимающий взгляд завгара, настаивает:

-Иди, иди!

Николай вышел из конторы. К крыльцу уже спешила взволнованный диспетчер:

-Николай Матвеевич, молоковоз новый водитель перевернул и чуть в дом Председателя не въехал, но заборчик полисадика снёс. Сам куда-то сбежал.

- С молоком был?

- Нет, слава Богу, из города уже порожняком шёл.

Николай доехал до места. Уже суетились мужики с гаража с автокраном. Не доехав метра два до стены председательского дома, вверх колёсами, со смятой новенькой голубой кабиной лежал новый молоковоз. Причём он крушил председательское подворье уже юзом, в перевернутом виде.

Всё было загадочно. Перед председательским большим домом, метров за двести был поворот дороги под прямым углом. Раз водитель повернул, значит не спал, а поскольку перевернулся на ровном месте значительно дальше, скорость на повороте сбросил и сильно разогнаться ещё не мог...

- Сам то водитель цел?

- Ну раз сбежал, значит цел!

Парнишка после обеда сам пришёл. Объяснить внятно, что его подвигло совершить кульбит объяснит не смог. Ходили слухи потом, что многие, кто возвращался с южной страны, привозили плохую привычку. Но, как говорится, подтверждений этому не было. С машины Николай его снял. На «новенький» молоковоз с удовольствием пересел старый опытный водитель. Машина сильно не пострадала, кабину от сильного смятия спасла бочка, а то что была пустая - не повело раму.

С автобусами была ещё большая проблема. Во первых в деревне на них ни кто не хотел работать. Подвезти дров, вывезти навоз и мало ли чего ещё — всё невозможно. Правда платили за категорию хорошо. А автобусы были просто ужас . Самый лучший десятилетний ПАЗик. Купленный где-то в городе. Остальные три «Кубань», на базе ГАЗ-52. Железный хиленький трубчатый каркас кузова, снаружи на саморезах закрытый жестью, а изнутри фанера, даже полы ей застелены. И на таком « чуде» возили детей из деревень в центральную усадьбу в школу и обратно. Это о заботе в Советском Союзе о детях. Саморезы от вибрации выкручивались, жесть тонкая от ветра отгибалась, фанера от стенок отставала, пенопласт вываливался в салон, иногда через стенку можно было высунуть руку наружу. Стёкла окон из-за нежёсткости кузова выпадали из уплотнительных резинок. Местами через щели в полу можно было видеть дорогу. И вот такое чудо для перевозки людей, не стесняясь, выпускал какой-то завод на Кубани!

Случился не хороший случай. Пришлось завгару снять водителя автобуса с линии, за то что тот успел где-то опохмелиться, хотя и уверял, что он в порядке. Сел Николай за руль автобуса и повёз детей домой в деревню, посадить было больше не кого. Права он такого не имел, и категории у него не было, но делать не чего.

Пришли детишки с остановки в диспетчерскую, погреться, замёрзли. Жалко малышню стало, вот и повез, тем более ехать всего пять километров по проселочной дороге. В снежной колее увидел берёзовую ветку толстую, но с колеи выскочить было проблематично и поехал по ней . Эта ветка, от наезда переднего колеса как-то провернулась и пробила фанерный пол автобуса, и травмировала ножку девчонки лет десяти. Спас валенок на ножке. Но срочно в травмпункт ребёнка везти пришлось и гипс ей наложили. Николай не так испугался травмы, как того что могло случиться, пойди этот сук по другой траектории. Только после этого случая дали добро на переделку автобусов. На полы настелили листовой металл, покрыв его сверху транспортёрной резиновой лентой. Внешнюю обивку посадили на болты, вместо выпадающих саморезов. Усилили уголками каркас. Внутренние стенки отделали, выпросив у прораба, более многослойной фанерой.

Как-то уже летом привезли с города студентов ПТУ в помощь и надо было их в поле отвезти. Водитель автобуса отпросился, пришлось за руль посадить молодого водителя с бортовой машины, у которого была в удостоверении автобусная категория. Повез он их, и то ли от обилия весёлых молоденьких девчонок, то ли от их заливистого смеха, но на длинном спуске, в конце которого было озеро, он вовремя не сбросил скорость. Но сообразил, что если начнёт пытаться вписаться в крутой поворот, то перевернёт автобус, поэтому поехал прямо и на скорости влетел в озеро. Автобус прежде, чем остановиться, по крышу ушел под воду. На крыши были вентиляционные люки, ну ребятня (лет по 15-16) их пооткрывали и выбрались все на крышу, а потом вплавь добрались до берега.

Солнце, травка, вода в озере тёплая, а тут ещё девчонкам раздеться пришлось до нижнего белья. Ну чего ещё желать пацанам сокурсникам, которые активно помогали девчонкам выбираться! Смех, шуточки, лежат загорают, кто повторно полез купаться. Но тут, по закону «бутерброда», едет мимо агроном и всё это видит. Ну, то есть, как посланцы города «работают» по прополке полей! Приглядевшись, замечает зелёную крышу автобуса, которая почти сливается с зеленоватой водой озера.

- Водитель, где? - настороженно спрашивает он.

- Да он всё нырял, проверял не остался ли кто, а потом убежал вон в тот лес!

Николая спасло, то что водитель был братом агронома и тот раздувать ситуацию не стал.

Любой опытный ИТР вам скажет, что неприятность, доложенная начальству не сразу, а тем более после её ликвидации, воспринимается руководством не так остро и уже не несёт таких серьёзных последствий для ответственного! ( Красиво сказано, правда?!)

Заезжает в гараж агрономовский УАЗик. Таинственно, по кошачьи подходит к Николаю агроном и загадочно говорит:

- Тебе в гараж подводная лодка не нужна?

- Разве, что подальше от сюда уплыть! - не понял подвоха завгар.

- Гони другой автобус к озеру и вывози ПТУшников в поле. Я уже распорядился, туда едут два трактора, вытаскивать твой автобус из озера. Утопили его. Давай поспешай. Пока до начальства не дошло! - торопит агроном.

Провернули всё быстро, но разве такое событие утаишь! Покрытый илом и водорослями автобус, без половины стекол, мрачно вкатился за трактором на территорию гаража. Виновник объявился на следующий день. Имел разговор с участковым. По вечерам с добровольными помощниками, быстро запустил автобус, даже выпавшие стёкла на дне озера нашли, не одно не разбилось!

Почему так церемонились с рабочим классом? Дак, другого не было! Установка была партии и правительства, воспитывать человека новой формации. Рабочих рук не хватало. Молодёжь, если удавалось, пристраивалась в городе. Накажешь кого покрепче, дак он и уволиться , а с руководителя, ответственности за выполняемую работу ни кто не снимал. А кем работу выполнять, вот и искали золотую середину, между воспитанием и сохранением коллектива! Не всякий выдерживал такой напряг по жизни!

Может поэтому прежний завгар спился, агроном в 33 года угодил в больницу с сердечным приступом, главный инженер в 32 года был уже с сединой, прораб периодически уходил в запой на недельку, а животновода спасал женский коллектив и постоянный еле уловимый запах коньяка, Председатель временами горстями закидывал в рот какие-то таблетки, в 44 года!

Однажды уработавшись, только вечером вспомнил Николай, что в городе жена купила шифоньер и надо его привезти. Попросил водителя соседа, уже зрелого опытного шофёра на ЗИЛе и друга-соседа «быстренько» сгонять. Поехали.

Возвращались уже ночью. Под мерный гул мотора, пригревшись в просторной кабине Николай задремал. Разбудил его тихонько ангел хранитель. Открыл он глаза, без всякой причины и видит: прёт трудяга ЗИЛ по пустой ночной дороге, заливая светом фар чёрное полотно асфальта. Гонит ровно, километров под восемьдесят в час, только по краю левой встречной полосы! Николай поворачивает голову в левую сторону. Посередине, откинув голову на спинку, спит его друг, начальник машинного двора, а дальше крепко сжав руль натруженными руками и, уронив голову на грудь, спит водитель...

Николай сообразил, если сейчас потрясти шофёра за рукав , он может спросонья испугаться и дёрнуть баранку и полетит ЗИЛ с высокого полотна дороги в кювет. Поэтому, чуть прибавляя в голосе тихонько по имени отчеству, окликнул несколько раз водителя, слегка придерживая руль левой вытянутой рукой. Тот медленно открыл затуманенные глаза, мгновенно всё понял и плавно вернул грузовик на свою правую полосу. Подмигнул Николаю и прошептал:

- Значит не сегодня! - и вновь задумчиво и в растяг, - Не с е г о д н я!…

И уже веселее и громче, но чтобы не разбудить нашего « грузчика»:

- Прорвёмся, Колька!

Посвящаю свои воспоминания, с искренней благодарностью и уважением моим первым руководителям и коллегам!