истории старого пня
- В природе всё нужно, всё необходимо, всё полезно: дерево, кочка, лужайка… даже лужа – вон та, что на краю полянки в ямке…
- Ну, про дерево я понимаю, дерево всем нужно и полезно, оно и кислород своей листвой вырабатывает, и тень даёт, и ещё много чего. На кочке – ягоды быстрее зреют, потому что ближе к солнцу. Лужайка – это целый лес из травы и цветов, дом для бабочек и жуков… Это я всё понимаю, - ответил я своему другу старому пню. - А лужа-то, что в ямке на краю полянки – чем полезна, для чего необходима?
- А хотя бы и тем, что ты в ней, луже этой, сапоги только что вымыл, ответил мне мой друг старый пень. И я с ним согласился, а он рассказал мне новую историю – про лужу…
Лето было жаркое, дожди редко шли. Вода оставалась только в реке, которая в ручеёк превратилась, озерцо наше лесное совсем обмелело, лужи пересохли, даже роса не каждое утро выпадала… В болоте вода глубоко под мох ушла…
А тут, в тёмной низинке, в ямке на краю полянки, всегда лужа была – не городская грязная, а лесная, с дождевой прозрачной водицей, с травкой и водорослями, с хвощами да жуками-плавунцами, ну прямо маленькое озеро. А над лужей ива растёт – они дружат. Лужа-озеро иву водой питает, ива лужу ветвями от солнца прикрывает…
В то лето и эта лужа почти пересохла, а всё же маленько-то воды в ней оставалось…
В ветвях ивы птички славки гнёздышко свили… Птицам в жару тоже нелегко, а когда рядом лужица есть – можно и искупаться. Рады славки, что лужа не пересохла.
Лягушки жили в другой луже - на лесной дороге, в колее, а она пересохла, пришлось им тоже в эту лужицу под куст ивовый перебираться… Ёжик, мышка, белка, и прочая лесная мелюзга – все к этой лужице пить ходят…
Однажды лось шёл к реке на водопой, огромный, как лесной корабль, а рога у него, как большая раскинувшая крылья птица – до реки далеко ещё, захотел он из лужи напиться. Только наклонил он свою большую голову к воде, как слышит: «Ква-ква, не выпивай нашу лужу, дяденька лось…» - это лягушки. – «Пош-ш-жалей нас» - это уж. «Не лишай меня водицы» - это ива прошелестела… «Пи-пи-пи» - птенцы славки из гнезда запищали…
Вздохнул лось и дальше к реке пошёл, не слышал, как вслед ему на все голоса «спасибо» говорили…
Шли дни, жара не спадала. Очень переживали птицы и звери, что пересохнет и эта лужа, совсем мало воды в ней оставалось…
- Туча! Туча! - первой заверещала белка с вершины ёлки.
- Будет дош-ш-дь, будет дош-ш-дь, чу-ув-ст-вую, - уж прошипел и на своё болото пополз.
- Как бы хорошо бы дождичка-то! - ёжик вздохнул… И тут застучали по листьям ивы первые капли…
Дождик и речку, и луг, и лес, и лесное озеро, и болото водой напоил. Наполнил лужу, которая снова стала похожа на озеро. И тянули из гнезда шейки птенцы славки, и плавали в луже смешные головастики: для них эта лужа – родина…