Имя Бака Джонса практически не знакомо российским зрителям. Он был героем серебряного экрана в годы, когда очень редкие образцы американского кино попадали в нашу страну. Однако в США его помнят и любят многие любители вестернов. Сейчас, когда благодаря Интернету, появилась возможность увидеть многие редкие киноленты, не выходя из дома, фильмы с Баком Джонсом стали доступны и в наших краях. Думаю, поклонникам вестернов будет интересно узнать, что за человеком был Бак Джонс, как он попал в Голливуд и как Голливуд его принял.
Чарльз Фредерик Гебхарт, прославившийся под сценическим именем Бак Джонс, родился 12 декабря 1891 года в Винсенне, штат Индиана. Вскоре после его рождения родители мальчика развелись. Ребенок остался с матерью. Мать второй раз вышла замуж, однако у отчима дела шли не очень хорошо, семья постоянно нуждалась в деньгах, и тогда Бак ушел жить к бездетной пожилой паре, содержавшей в Винсенне универсальный магазин.
Фактически он устроился работать “мальчиком” в хозяйство, где всегда требовались рабочие руки для несложных дел. Бак выполнял обязанности в магазине, на конюшне, делал кое-какие домашние дела. Ему нравилась такая жизнь, и о хозяевах магазина он позднее всегда вспоминал только с теплотой. Но тут отчим нашел хорошую работу в Индианаполисе. Семья покинула Винсенн, а семьей уехал и Бак.
В Индианаполисе Бак закончил восьмилетнюю школу и устроился работать жестянщиком. У него это неплохо получалось, но парня тянуло повидать свет. Единственную возможность сделать это Бак увидел в армии Соединенных Штатов. Когда ему исполнилось 16 лет, он записался в кавалерию. При этом его матери пришлось засвидетельствовать, что мальчику уже исполнилось 18. Такой нехитрый обман в те годы не был редкостью, и, по-большому счету, никого не волновал. Бак к 16-и годам уже достаточно возмужал, чтобы с достоинством нести воинскую службу.
Служить ему пришлось, как сказали бы сейчас, в горячей точке. Рота G шестого кавалеристского полка была расквартирована на Филиппинах, где в те годы США пытались проводить колонизаторскую политику. Бак находился в опасных краях с 9 октября 1907 года до 14 декабря 1909 г. На этот период пришлось восстание местного населения против колонизаторов, и парню пришлось принять непосредственное участие в его подавлении. Во время этих событий он был ранен, и, по словам близких людей, получил на всю жизнь ужасный шрам на правой ноге.
20 декабря 1909 Бак вышел в почетную отставку и вернулся в Индианаполис. В это время в США царил автомобильный бум. Автопроизводители плодились как грибы после дождя. И каждому из них требовалось испытывать свои конструкции. Одним из наиболее известных испытательных полигонов стал индианаполисский трек. Позднее (с 1911 г) он широко прославился ежегодной гонкой Индианаполис 500, а во времена, когда туда попал Бак, был трассой, где проводились менее масштабные гонки. Парень устроился работать жестянщиком у известного гонщика и испытателя Гарри Стилмана.
Автомобильная тема так увлекла молодого человека, что он сохранил привязанность к автомобилям на всю жизнь. Позднее он очень реалистично играл роли гонщиков в тех фильмах, которые не были вестернами. Некоторое время Баку даже удалось поработать в качестве испытателя на небольшую местную компанию Мармон Мотор Кампани. Но в конце 1910-го года армия снова вошла в его жизнь.
14-го октября Бак присоединился к шестому кавалерийскому полку в ранге сержанта. Теперь полк располагался в Форте Дес Мой, штат Айова. Служба оказалось нудной и бесперспективной. 19 марта 1913-го года Бак подал рапорт с просьбой о переводе в авиаотряд. Бак настолько был одержим мечтой научиться летать, что согласился на перевод с понижением в звании. В авиаотряде он стал рядовым. Однако мечты парня натолкнулись на серьезную преграду. Летчиками могли стать только офицеры. А у Бака явно не хватало для этого образования. Поняв, что в авиаотряде ничего интересного его не ждет, в октябре 1913-го года Бак подал в отставку.
Баку хотелось чего-нибудь необычного, и вскоре его путь пересекся с путем популярного в те годы ковбойского шоу “Ранчо 101”. Парень попросил работу у хозяина предприятия полковника Джо Миллера. Увидев подтянутого отставного кавалериста, тот согласился взять его, чтобы… ухаживать за лошадями. Однако уже скоро, когда освободилось место среди ковбоев, Бак выехал на арену в качестве артиста. Он сразу стал одним из лучших исполнителей трюков.
Когда шоу гастролировало в Нью Йорке, к нему присоединилась сногсшибательная красотка Одиль Осборн, которую обычно назвали просто Дель. Она настолько очаровала Бака, что когда в 1915 году она перешла в шоу проект Дикий Запад Джулии Аллен, следом за ней туда же перешел и молодой человек. Через несколько месяцев они решили пожениться.
Проблемой оказалось то, что на свадьбу у молодоженов не было средств. Хозяйка шоу предложила устроить свадьбу во время публичного представления, обещав взять все расходы на себя. Бак и Дель согласились. Свадьба получилась впечатляющая. Оркестр играл марш, ковбои скакали вокруг молодоженов, священник тоже был на лошади, публика получила развлечение, какого до сих пор не видела.
Поработав на Джулию Аллен, Бак и Дель решили затеять собственное предприятие. Они собрали небольшую команду единомышленников и поехали по городам Запада. Дела шли не очень хорошо и, добравшись до Калифорнии, семья решила присоединиться к более крупному проекту цирку Братьев Ринглинг. Когда цирк находился в Лос Анжелесе, обнаружилось, что Дель беременна. Бак решил, что негоже трястись по стране с женой на сносях и начал искать работу на киностудиях.
В те времена Голливуд только начинал своё киносуществование, и опытные всадники были очень востребованы. Бак без проблем получил ставку каскадера студии Юниверсал: 5 долларов в день. Вскоре он познакомился с Франклином Фарнумом, актером снимавшимся в короткометражных вестернах. Следом за ним он перешел в Каньон Пикчерз, а когда контракт с этой компанией истек, нашел более выгодную позицию на киностудии Уильяма Фокса. Бак стал постоянным дублером восходящей звезды тех лет – Тома Микса.
Начав с 40 долларов в неделю, Бак постепенно достиг уровня 150 долларов. Дело в том, что Фокс почувствовал, что полностью полагаться на Тома Микса нельзя, и студии требуется еще одна вестерн-звезда. Удовлетворять гонорарные аппетиты Тома Микса год от года становилось всё сложнее, а Бак зарекомендовал себя как покладистый и дисциплинированный исполнитель. Фокс дал Баку шанс и тот им в полной мере воспользовался.
В 1920 году на экраны вышел фильм “Последняя капля” с Баком в главной роли. Он был встречен публикой очень доброжелательно. Фокс зажег для Бака зелёный свет и голливудский конвейер заработал. До 1928 года, когда Бак покинул студию Фокса, он снялся более чем в 60 фильмах. Его зарплата достигла суммы 3500 долларов в неделю. Бак стал настоящей звездой голливудского кино.
(с) Свен Железнов
Читайте другие биографии голливудских кинозвёзд
Ворота в Голливуд: Джон Уэйн
Ворота в Голливуд: Том Микс
Ворота в Голливуд: Клинт Иствуд
Ворота в Голливуд: Ли Ван Клиф