Найти тему
Светлана Лосева

ВеПеэРистая жизнь, зачем нам эти проблемы?

Ну что ж, ВПР теперь пишут все. Родители поставлены в известность, дети стоят перед фактом, администрация «взяла под козырек», школьные учителя «на низком старте».

Очередная «проверялка» запущена с целью, которая остается неясной до сих пор для большинства. Скажем так: образование в советские времена (как бы мы не идеализировали это время) было монолитом, гранитом, бетоном. Сейчас эта структура под воздействием времени (это более глубокий образ, чем кажется) утратила прочность, превратилась в песок. ВПР – это градусник, погруженный в разные участки тела, имеющие разную температуру (да-да, вы не знали, что у человека 36,60С в одном месте, а в другом температура может быть другой?).

Мы пишем ВПР, задания которой проверяют базовые знания. Понятие «базовых» весьма различны даже у специалистов: например, формула вычисления длины окружности может не понадобиться в жизни, а может активно использоваться даже в быту школьника: высчитать радиус кружочка для открытки, дырочки для талии при крое юбки и проч. - дети разные, быт разный.

То, что маркируется термином «базовый уровень», означает некую договоренность специалистов.

Просчитать все возможные варианты сочетания знаний, которые однозначно нужны и являются базовыми, никому не нужная трудоемкая работа. Поэтому нас отправляют к рабочей программе начального или основного общего образования.

Другой вопрос, это разные учебники (или УМК, как их называют специалисты, понимая, что учебник должен сопровождаться рабочими тетрадями, методичками и проч.). ВПР пока проводится без учета, с каким учебником ученики постигали предмет. Это удивительно, почему организаторы ВПР игнорируют эти важные моменты: в шестом классе по русскому языку есть УМК, в которых причастие и деепричастие не изучается. При проверке ученик получит N и разочарование. Варианты ВПР теперь генерируются в школах, тогда почему бы в генератор не включить выбор УМК, если инициаторы ВПР хотят получить объективную картину?

Кому нужна отметка за ВПР? По большому счету в ОБЪЕКТИВНОЙ отметке, полученной ребенком за ВПР, заинтересовано несколько сторон:

1. Родители могут узнать, правильно ли ОЦЕНИВАЮТ умения ребенка в школе (Обратите внимание, что здесь не решается проблема ЗНАЕТ/НЕ ЗНАЕТ ребенок). Если отметка соответствует той, что ребенок получил за предыдущую четверть – вы можете доверять учителю оценивание ребенка в дальнейшем, выяснить, с чем ребенок не справляется (типы заданий ВПР направлены на конкретные БАЗОВЫЕ умения) и принять какие-то меры по улучшению ситуации.

2. Ученик может сопоставить результаты и выяснить, что из школьной программы ему дается плохо, не усвоено или не знакомо совсем… и предпринять действия для улучшения ситуации

3. Учитель видит, с чем его ученики не справились, на что обратить внимание в общей и индивидуальной работе, следовательно, надо что-то предпринять. Особое внимание здесь уделяется ОЦЕНИВАНИЮ, а не обучению. Насколько картина соответствует тому, что в журнале. Что я как учитель делаю не так.

4. Администрация заинтересована в диагностике знаний тоже не содержательно, а в плане оценивания. Если учительские отметки в большей части совпадают с оценкой знаний по ВПР (даже если эти отметки низкие), то учитель ОБЪЕКТИВНО оценивает, как поднять успеваемость (мотивацию учеников) – вопрос для внутренней работы педсовета, метод.объединения и проч.

ИЗ ВСЕГО ЭТОГО СЛЕДУЕТ ВЫВОД, что ВПР – диагностика, к которой НЕ НАДО ГОТОВИТЬСЯ, чтобы получить объективные результаты. Нужно просто учиться, а если ВПР выявила проблемы, то теперь понятно, над чем работать. Вспомните детский прием симуляции простуды – натереть под мышками перцем, чтобы градусник показал повышенную температуру. Все, о чем мы думали здесь, будет так работать, только если КОМУ-ТО НЕ ЗАХОЧЕТСЯ симулировать высокие результаты (попросту обмануть учеников, родителей, учителей и администрацию). А что? Покажем хорошие отметки, и все довольны… Родители довольны: хорошо написали (конечно, им и в голову не придет посмотреть, где ребенок не справился или не приступал к заданию). Ученик доволен, что его не обидели. Учитель спокоен, все прошло спокойно. Администрация рада – наша школа не хуже прочих. Наша советская ментальность шепчет: «Ну все же довольны, чего надо? На ЕГЭ списываем, а тут какая-то ВПР!»

Так что же делать? Нам придется пережить погружение градусника, а потом пить лекарство. Здесь все, кто заинтересован в отметке, должны выполнить каждый свою задачу:

1. Ученик должен заполнить «пробелы» в своих умениях

2. Родитель должен проконтролировать адекватность УСИЛИЙ ребенка и учителя, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону (не ВПР, так другая диагностика выявит недостатки в обучении), бороться надо не с ВПР, а с необученностью.

3. Учитель теперь проведет «работу над ошибками» - обратит внимание на «запавшие» умения.

4. Администрация четко планирует работу и контролирует вопрос оценки качества образования.

О чем еще можно думать перед ВПР?

Пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал!