Найти тему

В благодарность врачу: разные версии самого известного концерта Рахманинова

Оглавление

Много ли в мире создано шедевров, подобных творениям великого русского классика Сергея Рахманинова? Его называют Достоевским в музыке, и это очень правильное сравнение. Глубина мысли, философия, динамическое развитие - всё это так логично, и гармонично в каждой музыкально фразе, написанной им. Одним словом, гениально!

Второй концерт для фортепиано с оркестром - не ошибусь, если назову его самым известным произведением Рахманинова в мире. Написан он в 1900 году, после длительной депрессии. За три года до этого Сергей Васильевич пережил громкий провал. Его симфонию не приняли слушатели, и разгромили критики. Дело было, конечно, не только в музыке - молодой дирижёр, неподготовленный оркестр, новаторство музыкального полотна - причин было достаточно.

Неудача разбила молодого композитора, и почти три года Рахманинов провел затворником, переживая затяжную депрессию. К творческому кризису добавились личные проблемы - церковь запретила ему жениться на возлюбленной, поскольку она приходилась музыканту двоюродной сестрой (информация из интернета, дополните, кто знает больше).

Спасителем оказался врач, Николай Васильевич Даль, известный психотерапевт. Лечил он пациента с помощью гипноза, и лечение это пошло на пользу. Через три года затворничества родилась величайшая музыка всех времен, которую композитор, преисполненный благодарности, посвятил скромному врачу.

Второй концерт для фортепиано с оркестром впервые был исполнен в Москве, в октябре 1901 года. За роялем - сам автор, который был превосходным пианистом. С тех пор произведение исполнялось множество раз, в том числе - величайшим музыкантами 20 века. Давайте послушаем разные версии первой, самой известной, части, и каждый выберет, которая ему ближе.

1. Сергей Рахманинов

Авторское исполнение принято считать за эталон. В нем мы можем услышать ответ на набивший оскомину вопрос "а что хотел сказать автор?". Музыка в буквальном смысле наполнена энергетикой, она, как душа, которая стремиться вырваться из тела, и нестись на полной скорости ввысь! Восходящие мелодии преобладают, и этот подъем, эту радость, эту неудержимую энергию мы слышим и в экспозиции, и в репризе. Разработка - мечта, нега, высь, облака, и полный релакс.

В записи три концерта, второй стоит слушать с 28.34 минуты. Есть другая запись, где более быстрый темп, но мне больше по душа представленная версия.

2. Святослав Рихтер

Это исполнение я назову лучшим, и многие со мной согласятся. Рихтер - это невероятная глубина, это мысль в каждом звуке. Это эмоция, которая настолько сильна внутри, что её видно снаружи. Это исполнение пробирает до мурашек, а местами - до слез. До слез восторга и невероятного счастья, до слез, от возможности прикоснуться к прекрасному, и ощутить всю эту красоту.

Обратите внимание, какой мягкий звук у рояля! Насколько он вливается в звучание оркестра, и не противоречит, а звучит заодно. Нет конфликта, но есть единство. Кстати, это исполнение отличается ещё и более медленным, размеренным темпом. Есть ощущение, что оркестром дирижирует именно фортепиано. Слушаем, и плачем!

3. Харви Лейвен (Ван) Клиберн

Ван Клиберн был широко известен мировой публике после сенсационной победы на конкурсе имени Чайковского в Москве, что произошло в разгар "холодной войны". После этого музыкант часто гастролировал, и давал концерты. Одна из записей датирована 1972 годом. Оркестр московской консерватории, солист - знаменитый американец.

Исполнение довольно жёсткое, слегка агрессивное. Технично, здесь придраться не к чему. Явно слышна ведущая мелодия в разных партиях - рояля, и оркестра. Не могу назвать это исполнение лучшим, хотя, в целом - звучание эмоциональное, и местами трогательное. Послушайте, запись вполне сносная.

4. Денис Мацуев

Не смогла обойти стороной и современное исполнение. Мне не очень нравится эта интерпретация, но я не исключаю, что она может быть оправданной. Этот вариант тоже рождает образы, хоть они отличаются от предыдыдущих. Исполнение Дениса можно сравнить с бурным речным потоком, чья энергия способна смести всё на своём пути. Бешеная энергетика этого исполнителя передаётся и оркестру. Мне безумно жалко девушку - дирижёра. Кажется, она не поспевает за музыкантами. Это исполнение я охарактеризую двумя словами - быстро, и громко. Причём, громко с самого начала, и еще громче в конце. Те места, в которых хочется насладиться звуком - пролетают в техничном порыве солиста, оставляя лишь возможность оценить скорость движения пальцев. В общем, на мой взгляд, не самое удачное прочтение. Оцените сами.

В тот момент, когда врачи становятся главной надеждой для всех и каждого, я думаю, символично будет вспомнить о произведении, которое посвящено представителю этой величайшей профессии. Пишите в комментариях, что думаете, и какое исполнение понравилось больше всего.

И спасибо, что читаете!