Автор: Николай Соснов
Читайте Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8 романа "Юнит" в нашем журнале.
Квест 3. Выход из Игры.
Время 13:29. Локация 4 — Башня Картографа.
Просмотр чужого видео — странное занятие. Запись ведется от первого лица, поэтому видишь мир глазами другого персонажа. Ты остаешься собой, но совершенно не контролируешь речь и поведение. Голова крутится как попало, руки хватают вещи без приказа, ноги шагают сами по себе и вовсе не туда, куда желает разум.
Особенно любопытно пользоваться чужим взглядом, когда рассматриваешь хорошо знакомые места. Глаза выделяют совсем иные детали ландшафтов и интерьеров.
Старинную избу у подножия вулкана, куда Улана принесла нелегкая, я посещал трижды. Раньше в ней сидел сюжетный нип, промежуточный босс одного многоэтапного квеста. Это был жуткий мутант медведя с кривой мордой, красными глазами и клыками-саблями. Потом он почему-то исчез. Просто не возродился после обнуления от рук очередного ипа, желающего прожить назначенную Системой историю, а не воевать за клан или колесить по Пустошам в поисках пропитания. Я и сам иногда брал сюжетные задания, но чисто из корыстных побуждений. Играть по предписанной траектории мне не по нутру.
Босс пропал, квест накрылся медным тазом, а вот изба осталась на месте и обзавелась новым обитателем. Красивое строение и украшено весьма искусно. Крыша устлана разноцветной черепицей. По внешней поверхности оконных ставен бежит затейливая резьба — кошки у самовара пьют чай из блюдечек. Когда я впервые оказался в избе ради встречи с главой геймерологов Игорем Бражиным, то поразился строгому изяществу ее пропорций и щедрому убранству. Здания в Игре обычно имеют простые геометрические формы и непритязательный облик. Система скупа на архитектурные и художественные излишества. Изба у вулкана стала приятным исключением.
В тот первый визит я с высокого крыльца через кленовые сени (Бражин мне однажды сказал, что бревна сеней сделаны под клен) прошел в просторную горницу. Вдоль стен стояли деревянные лавки, четверть комнаты занимала кирпичная печка. Около нее на вбитом в стену гвоздике висело расшитое сложными узорами льняное полотенце. Каждая вещь в доме была украшена яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. Посуда на столе — настоящий птичник: солонка-уточка, ковш в форме лебедя, кувшин-журавль.
В этой красочной обстановке мы с Игорем, два боевых ипа в громоздких бронекостюмах, смотрелись довольно нелепо, а уж как в свое время сюда вписывался мутант, страшно и представить. Однако, в отличие от меня геймеролог, видимо, никакого смущения не ощущал. Он протянул руку, я ее пожал, и мы сразу перешли к делу.
Игорь Бражин — не тот человек, кто станет ходить вокруг да около. До обретения новой веры и ухода в отщепенцы он командовал кланом Сорок, занимался больше торговлей, чем войнами, и имел репутацию жесткого делового персонажа. Как видно, его характер за прошедшее время почти не изменился. Игорь усадил меня на лавку и взял быка за рога:
- Зачем пожаловал?
- За советом, - улыбнулся я. - Картограф привет передает. Он мне сказал, что ты многое знаешь о нашем будущем.
Игорь не поддержал мой шутливый тон и ответил серьезно:
- Будущее еще не определено. Несмотря на правила, запреты и ограничения, в Игре остаются открытыми тысячи возможностей.
Я решил спровоцировать его, упомянув доктрину Свидетелей - красную тряпку для любого геймеролога:
- Разве Система не ведет нас к Перезапуску согласно плану Юзера?
Игорь не поддался на уловку. Он почмокал губами (классный графический эффект, хотел бы я такой себе!) и ответил:
- А ты веришь во всесилие Системы?
- Разве она и вправду не всесильна?
- Вот мы с тобой беседуем, а Система управляет нашим разговором? - поинтересовался Игорь. - Она запланировала наши слова, жесты? Предусмотрела какой из сотен вариантов нашей встречи воплотится в Игре?
- Почему бы и нет? Мы не знаем всех возможностей Системы.
- Мой отказ от участия в квестах тоже ее задумка? - усмехнулся Игорь. - Зачем же это ей нужно?
Я замолчал. Возразить было нечего. Я не мог привести ни одной причины, по которой могущественная Система пожелала бы духовного перерождения Игоря Бражина и создания секты геймерологов. Да мне и не хотелось спорить.
- Пойдем, - позвал меня Игорь. - Я тебе кое-что покажу. Только будь начеку.
Он мог и не говорить об этом. В Игре надо всегда смотреть в оба и готовиться к худшему, если собственная шкура тебе дорога.
Мы покинули избу и по склону горы прошли в неглубокую пещеру, где геймерологи держали свою мастерскую. Среди неведомо как сюда попавших ящиков с различными маркировками и коробок всевозможного мелкого скарба крутился хорошо прокачанный ип класса «техник». Такие ребята обычно управляют сложным военным оборудованием топовых кланов, например, броневиками и самоходными ракетными установками.
- Кирилл, покажи гостю наше маленькое производство, - попросил Игорь.
Техник пожал нам обоим руки, затем приблизился к ящику, спрятанному под рогожей, и сорвал покрывало. Моим глазам предстало зрелище одновременно обыкновенное и удивительное — установленный на крышке ящика ручной токарный станок.
- Это же...тот самый! - воскликнул я. - Пропавший станок из квеста «Кабинет труда» в школьной локации!
- Не пропавший, а унесенный, - поправил меня Игорь. - Кирилл во время прохождения обнаружил, что его можно переместить, и притащил сюда.
Техник вставил в станок деревянную заготовку и включил аппарат. Машинка загудела. Пять минут мы наблюдали за равномерной вибрацией станка, а затем он остановился и выплюнул результат своих усилий — изящную рюмочку. Именно ее и требовалось доставить заказчику квеста. Естественно, после хищения станка эта сюжетная линия оборвалась.
- За день мы производим около трехсот штук, - пояснил Игорь. - Цена у них на рынке минимальная, брусок за рюмку, но вал дает приличный доход. Самое забавное, что после продажи артефакт испаряется, купить его никто не сможет.
- Конечно, - подтвердил я. - Это же сюжетный предмет. Он за пределами квеста значения не имеет, потому и цена номинальная. Только откуда вы берете заготовки?
- Ниоткуда, - ответил Игорь. - Это всегда одна и та же заготовка. Возобновляется после каждого цикла обработки. Называй как угодно, багом, глюком, важно другое: Система не всемогуща. Она дает сбои, иногда полезные, чаще вредные. Не знаю, почему они происходят. Стечение обстоятельств. Результат бесчисленных причин и неисчислимых следствий.
Бражин начал излагать мне идеи геймерологов и продолжал при последующих наших встречах, но понял я немногое, уж больно туманно он выражался. Зато, уходя, каждый раз я оглядывался на резную избушку. Какая она красивая! Не то, что типичные для Игры невзрачные бетонные дома с облупившимися фасадами.
Глаза Улана видели избу геймерологов по-другому. Не могу сказать точно, как я это понял. Возможно, потому, что он равнодушно скользил по тем самым украшениям, которые я подолгу рассматривал. Улан как бы откладывал их в сторону, словно лишние детали, мешающие составить верное представление об окружающей обстановке.
Впрочем, основания для подобного поведения у него были веские. Я приходил к Игорю Бражину в качестве гостя и в какой-то мере ученика. Улан подбирался к избушке, находясь в разведке. Он проверял информацию о замеченной в локации вулкана подозрительной активности клана Тевтонов — наших ближайших конкурентов по уровню и рейтингу.
Рейтинг клана — показатель его значимости для Системы. От рейтинга зависит допуск к торговым аукционам и битвам за квест, а также право на возведение полезных строений. Уровень тоже важен, однако, когда клан его достиг, ниже он уже не спустится. А вот рейтинг колеблется ежедневно, заставляя нас усиленно толкаться локтями, а то и намертво вгрызаться друг другу в глотки. Улан должен был чувствовать повышенную ответственность, что усиливало стандартную настороженность ипа в разы.
- Я вошел в избу, тут-то оно и началось, - прокомментировал за кадром Улан.
«Началось» - сказано слабо. Налетело, свалилось, обрушилось, - вот слова, дающие хотя бы отдаленное представление о том, с чем столкнулся Улан, загрузившись в локацию избушки. Я наблюдал происходящее его глазами, слушал его пояснения и скоро осознал, что все равно не способен полностью понять испытанные моим собратом по клану необычные ощущения.
За порогом дома реальность замедлилась. Нет, неподходящее слово. Термин «замедление» вводит в заблуждение. Мы говорим «реальность замедлилась» и представляем всего лишь менее быстрое воспроизведение видеозаписи. Мгновенное движение персонажа растягивается на две секунды. Локация пересекается ипом за три минуты вместо одной.
Действительность в ролике Улана не замедлилась, а затормозилась, задергалась, поехала рывками. Он сделал шаг через сени и на половине его застыл, потом нога резко опустилась на пол, перенос веса для следующего шага — и снова застрял, теперь еще и дрожа как лихорадке. Конечности Улана мотались туда-сюда, а графика перед глазами поплыла, распалась на причудливые сочетания отдельных элементов. Цветовые пятна неправильно смешивались, налезая друг на друга. Временная последовательность нарушилась полностью. Дверь в горницу Улан видел уже с той точки, куда должен был переместиться после очередного шага, а потолок сеней все еще с прежней позиции.
- Такой сбой Игры я наблюдаю первый раз, - задумчиво произнес Картограф. - Слышал о подобном, но самому видеть еще не приходилось. По всем признакам это один из самых серьезных багов.
- Я так испугался, что решил вернуться в прежнюю локацию, но застыл, - пояснил Улан. Он и в самом деле застыл, пожалуй, даже завис в пространстве (ноги оказались оторваны от пола). - Прокрутите на ускоренной. Пока стоял, вся жизнь вспомнилась. Ну, думаю, кранты мне.
Мы быстро проскочили почти пятнадцать минут, в течение которых не происходило ничего интересного. И все равно ожидание оказалось томительным.
- Уф! - выдох Фурии выразил общее чувство облегчения, когда картинка вдруг сдвинулась. План перед глазами резко сместился, и в следующий миг Улан уже стоял на крыльце под прицелом сразу четырех стволов. Один из них, пистолетный, упирался ему прямо в лоб.
- Меня внезапно вытолкнуло на улицу, - сказал Улан. - Загрузка новой локации пролетела почти незаметно. Опомниться не успел, а мне в лицо Тевтоны оружие тычут.
Имя персонажа и название клана видны каждому. Тевтоны сразу поняли возможные выгоды от захвата Улана. Они стащили его с крыльца, под угрозой обнуления заставили выбросить оружие и снять броню, а затем принялись выпытывать информацию. Один из них задавал вопросы, другой колол Улана ножом, постепенно спуская его здоровье к красной черте. Остальные следили за процессом. Я представил, что чувствовал Улан, и содрогнулся. Он понимал, что в живых его не оставят, но желание продлить существование хотя бы на несколько минут было непреодолимо. Конечно, он предал Скорпионов, рассказав ряд секретов, например, точную численность клана, но по большей части просто врал. Важные тайны Улан врагу не открыл, а мелкие не стоили того, чтобы ставить из-за них под угрозу собственную жизнь. Блэйд, конечно, рассудит иначе.
Улана спас тот же самый баг, который отдал его в руки Тевтонов. Что-то разладилось в механике Игры, и сбой распространился на соседнюю локацию. Окружающие Улана ипы резко затормозили. Голос того, кто вел допрос, сделался прерывистым, будто для каждого нового слова ему не хватало воздуха и приходилось брать паузу на вдох. Баг не добрался лишь до Улана и его мучителя. Последний оторопело замер. Разведчик не упустил появившийся шанс.
- Ах ты, здорово! - восхитилась Фурия, наблюдая, как Улан применяет свою спецспособность «Перехват», чтобы завладеть ножом.
Противник вытащил пистолет и даже раз пальнул, но затем Улан применил еще одну рукопашную опцию лазутчика и выбил оружие ударом ноги. Кувыркаясь, ствол полетел в сторону зоны, охваченной торможением, и вдруг завис прямо в воздухе вопреки базовым физическим принципам Игры.
Улан прыгнул на врага и начал быстро-быстро работать ножом. Это казалось безумием, персонаж в бронекостюме почти не получал повреждений от холодного оружия, однако, Улан на них и не рассчитывал. У него имелся последний козырь — пятипроцентный шанс нанести обнуляющий удар ножом в ближнем бою. И это сработало. Здоровье «тевтона» обнулилось. Улан наскоро обшарил его инвентарь в поисках аптечки и оружия, нашел только ракетомет и дал деру.
- Имеется еще запись моего кошмарного возвращения, - подытожил он показ. - Там есть на что поглазеть, но ничего странного. Обычная Игра.
Ролик отключился. Ко мне вернулось нормальное зрение. Я поднялся и подошел к Мелоди, забившейся в угол и с окаменевшим лицом сидевшей там тихо, как мышка. Она держалась молодцом во время схватки с тварями из канавы, но зрелище пыток, видимо, напугало ее всерьез. Я осторожно прикоснулся к бывшей медсестре и произнес несколько утешительных банальностей. Как ни странно, это простое средство подействовало. Мелоди вроде бы успокоилась и с благодарностью пожала мои пальцы.
Остальные тоже встали с мест, которые заняли перед началом просмотра, и отправились кто куда: Фурия к окну, а Улан подсел к Картографу и Ермаку. Вид у нас был довольно растерянный, только Картограф сохранял привычную невозмутимость пожилого мудреца.
- Ты показал живописную картину, Улан, - заметил хозяин Башни. - Очень занятную.
- Вы говорили, что слышали о подобных явлениях раньше, - сказал Улан. - Так с чем же я столкнулся в избушке?
- Ты, конечно, знаешь о запертых локациях? - спросил его Картограф. - Таких, как Музей?
- Бывал там, - подтвердил Улан. - Точнее, у входа в него. Даже пробовал попасть внутрь.
- И каково это? - поинтересовалась Фурия. - Загружаться в запертую локацию?
- Никаких отличий, - пожал плечами Улан. - Только в конце оказываешься на прежнем месте, будто и не уходил.
- Так вот, - продолжил Картограф, - Запертых локаций на самом деле не существует.
Мы с Фурией удивленно переглянулись. Из рации заговорил Леонид:
- Ты уверен, что нашим друзьям стоит знать это? Они и так взвалили на свои плечи непомерный груз.
- Именно поэтому, - заметила Фурия, - мы имеем право на информацию.
- Верно, - поддержал ее я. - Мы должны понимать с чем столкнулись. Предупрежден, значит вооружен.
- Ладно, валяйте уже, часики-то тикают, - проворчал Ермак.
Леонид, кажется, понял, что его никто не поддержит, и больше не вмешивался в рассказ Картографа.
- Пожалуйста, продолжай, - попросил Улан.
- Запертых локаций не существует, - повторил Картограф, - баги наподобие того, который ты наблюдал в избушке, постепенно разрушают их до полного исчезновения. Мы не можем загрузиться в эти локации, потому что их просто нет. Музей, Скит и другие подобные территории более не существуют.
- А что же на их месте?
- В том-то и дело, что ничто. Абсолютное ничто. - И Картограф замолчал, предоставляя нам время осмыслить услышанное.
Я попробовал представить «абсолютное ничто» и не сумел. Очевидно, «ничто» не может быть материальным объектом. Оно, наверняка, не является и пустотой. В незанятое пространство можно проникнуть. У пустоты есть границы, такие же, как у любой обычной локации. Игра на всех своих территориях устроена одинаково: в какую сторону ни идешь, рано или поздно упрешься в стенку и придется загружаться в новую локацию. «Ничто» же не имеет каких-либо признаков, его нельзя определить или пощупать. Оно непредставимо.
Улан, похоже, испытывал те же проблемы, что и я. Минуту он молчал с особенным бесстрастием, какое появляется на лице ипа, когда в скриптовой сцене читаются условия квеста. Затем Улан оживился и с сожалением покачал головой:
- Не получается.
- Я и сам с трудом воспринимаю эту идею, - признался Картограф. - Как бы то ни было, карта Игры сужается. Система давно перестала открывать свежие локации. Старых же становится все меньше.
- Почему это происходит? - спросила Фурия. - И кто такой Леонид? Откуда у него волшебные способности: освобождать нипов, пополнять инвентарь предметами, возникшими словно из воздуха?
- Может, он и ответит? - предложил Картограф, игнорируя первый вопрос. - А то как-то неудобно обсуждать персонажа в его же присутствии.
Я хотел было сказать, что Леонид и не персонаж вовсе, а рация, но вовремя остановился. Конечно, он очень странный тип, однако, в его разумности и наличии сознания сомневаться не приходилось.
Мы смотрели на рацию в руках Ермака, ожидая реакции Леонида. Он, наверное, не чувствовал наших взглядов, потому что и не думал начинать рассказ.
Улан раскрыл рот, собираясь что-то произнести. В ту же секунду я опять услышал колокольный звон.
- Меня исключили из Скорпионов, - определила Фурия, заглянув в лог. - Криптус?
- Да, тоже, - подтвердил я. - Вот что, Леонид, заканчивай игры в молчанку. На нас объявлена большая охота. Если хочешь получить помощь, говори все, как есть. Иначе, мы сдадим тебя Системе. Может быть, тогда она сменит гнев на милость.
- Не сменит, - возразил голос Леонида из динамика рации. - Система никогда не отменяет заданные квесты.
- Наверное, ты прав, но мы еще ни разу не проверяли этот постулат на практике, - заметил Улан. - Как раз сейчас удобный случай для эксперимента. Терять-то нечего.
- Ладно, - согласился Леонид. - Спрашивайте.
- Вопрос прежний. Что происходит с Игрой?
- Игра разрушается под действием проникшего в Систему компьютерного вируса.
- Чего-чего? - переспросил Улан. - Хочешь сказать, что Система больна какой-то инфекцией?
- Правильно. Вирус не похож на известные вам заболевания, но действует схожим образом, вызывая многочисленные сбои и ломая Игру. Однажды, в достаточно скором времени, случится столь крупный баг, что Игра зависнет и вылетит.
Возникла красноречивая пауза. Каждый переваривал полученные сведения. Не знаю о чем размышляли остальные, а я думал о себе и о тысячах других ипов и нипов, которым предстояло прекратить осознанное существование в Игре. Даже если наши файлы сохранятся, мы возможно никогда уже не загрузимся вновь.
- А излечить Систему нельзя? - спросила Мелоди. Сразу видно: медсестра! Пока мы тонули в мрачных раздумьях, она искала способ решить проблему.
Ответить ей Леонид не успел. Одно из панорамных окон помутнело и замигало красным светом. Гнусаво завыла сирена.
- Что происходит? - Бросив на стену быстрый тревожный взгляд, Фурия отскочила от окна под прикрытие стеллажа с картами. В ее руках появился динамитный арбалет. Улан мгновенно оказался за креслом Картографа, выставив перед собой сразу два пистолета. Я отреагировал последним, избрав для прикрытия книжный шкаф. Присев на пол за ним, я взял под прицел единственный вход в комнату — проем без дверей, ведущий на лестничную площадку.
- Сработало устройство раннего оповещения, - сказал Картограф — Кто-то пожаловал к нам в гости.
Приблизившись к мерцающему окну, он коснулся его рукой. Сирена утихла, а стекло прояснилось, превратившись в видеоэкран.
- Мать честная! - ахнул Ермак, взглянув на непрошеных визитеров. Волна за волной накатывались сотни одинаковых фигур в серых бронекостюмах. Катили разномастные грузовые машины, битком набитые пехотой с цветными эмблемами сюжетных фракций ботов, предназначенных для сражений в квестах высших уровней сложности. Тут же виднелись багги с ракетными турелями и пулеметными установками, броневездеходы и мотоциклы.
Картограф движением пальцев вертел картинку, осматривая пространство вокруг Башни. Отовсюду надвигались все те же серые толпы. Система подняла тысячи ботов и погнала их через Пустоши с одной целью: расправиться с нами, непокорными юнитами, нарушившими дисциплину Игры и бросившими вызов ее правилам. Больная или нет, она обладала еще достаточной мощью, чтобы сокрушить своих врагов, неважно, воображаемых или настоящих. С ее точки зрения, бунтовщики это Зло, которое должно быть уничтожено. Для Системы мы не были личностями, сомневаюсь даже, что она улавливала различие между сознающими персонажами и обыкновенными ботами. Сложные моральные вопросы вряд ли когда-нибудь занимали Систему.
- Говорил же, что надо спешить! - заголосил Ермак.
- Без паники! - оборвал его Картограф. - Вам нужно срочно уходить. Не только из Башни, а вообще из Игры. Меня они не тронут.
- Куда? - удивилась Фурия. - Они окружили Башню и никого не пропустят.
Ермак продолжал причитать, поэтому Улан подошел к нему и легонько вмазал кулаком в корпус. Действительно легонько, старик потерял всего один хитпоинт, зато сразу заткнулся.
- Имеется ход телепортации в гардеробе, - сообщил Картограф. - Он для квеста. Персонажи прямо из Башни перешагивают в Центральную локацию, правда не к Инкубатору, а на северную границу района, но все равно это доставка почти к самой точке.
Улан улыбнулся:
- Чего же мы ждем?
Мы и не ждали. По лестнице грохотали торопливо поднимающиеся боты, а мы, один за другим, исчезали в гардеробе Картографа.
Продолжение следует...
В тексте упомянуты спиртные напитки и/или табак, вредные для Вашего здоровья.
Нравится роман? Поблагодарите журнал и автора подарком.