Найти тему

Запрещенная трагикомедия режиссера "Большой перемены"

Летом 1964 г. студентка второго курса сценарного факультета ВГИКа Виктория Токарева принесла в журнал "Молодая гвардия" свой первый рассказ "День без вранья". Рассказ сразу привлек к себе внимание. Иван Александрович Пырьев,хотя и не был уже директором "Мосфильма",но продолжал иметь огромное влияние в кинематографических кругах,инициировал,чтобы по этому рассказу был снят фильм. Снимать его поручили двум молодым режиссерам,одним из которых был сын Пырьева и Ладыниной - Андрей. В помощь сыну Пырьева руководство студии направило двух лучших комедиографов страны. Георгий Данелия помогал Виктории Токаревой писать сценарий, который заметно шире рассказа, а художественным руководителем постановки назначили Эльдара Рязанова. Сценарий был закончен, принят худсоветом, но молодые режиссеры отказались его ставить. Андрей Пырьев заявил,что сценарий это какой-то ширпотребный соцреализм,типичная киношка шестидесятых.А может быть он просто испугался , поняв ЧТО ему надо снять.

В итоге сценарий остался без режиссера. Данелия попытался сделать,чтобы поручили съемки фильма его давнему другу Александру Серому. Серый после освобождения из мест лишения свободы,где он отбывал наказание за причинение тяжких телесных повреждений, успел снять с сорежиссером А Бобровским шпионский фильм "Выстрел в тумане", а вместе с сорежиссером К.Жуком детский фильм "Иностранка". Но у руководителей творческого объединения Алова и Наумова, где был запущен фильм, на место режиссера нашелся другой кандидат - их приятель по Киевской киностудии Алексей Коренев,который после пресловутой "Черноморочки" за десять лет не снял ни одного фильма.

Фильм под названием "Урок литературы" в 1968 г. Кореневым был снят. Но в прокат не вышел. Был отправлен на так называемую "полку". Премьера его состоялась только в мае 1989 г. По каким причинам фильм не выпустили в прокат - неизвестно.

Вот что пишет сама Виктория Токарева:" Фильм снят. И закрыт. Не потому, что плох, а потому, что наступал период душного застоя.Пришли новые времена. Тихие. Не сажают, не выгоняют. Просто закрывают фильмы, останавливают книги, рассыпают набор. Могли бы пригласить меня в какой-то кабинет, сказать: «Вы долго работали, но вы работали не туда. Нам надо вправо, а вы — влево. Ваш герой учитель. Живет один день в году без вранья. А что же он делает остальные триста шестьдесят четыре дня? Врет? Что же это за учитель такой и чему он может научить подрастающее поколение? Извините, но подрастающее поколение нам дороже вашего таланта. Их, подрастающих, много. А вы — одна. Вы, конечно, сочиняйте что хотите, но мы будем печатать и сочинять только то, что нам подходит. Мы — государство. У нас такая функция, государственная».Но никто нас не вызвал. Ничего не говорил. Просто где-то прошел слушок, что нас закрыли. И даже нельзя понять: сплетня это или правда. И выяснить не у кого. Тихо так… Тактично. Подло."

Герой фильма - 25-ти летний учитель литературы Константин Михайлович. Выпускник факультета журналистики, не смог устроиться по специальности и работает учителем литературы в средней школе.

Роль писалась специально под Евгения Стеблова, который снимался у Данелия в "Я шагаю по Москве". Одна из лучших ролей Стеблова.
Роль писалась специально под Евгения Стеблова, который снимался у Данелия в "Я шагаю по Москве". Одна из лучших ролей Стеблова.

Костя терпеть не может свою работу. Постоянно опаздывает к началу уроков. И его ученики чувствуют это и всячески издеваются над молодым учителем. То кнопку ему на стул подложат, то на шкаф во время урока залезут и на требование слезть нагло ответят,что им так видней. А он понимает, что учитель никакой и не может с них ничего серьезно спросить.

Вот они эти ученики. Много было советских фильмов про школу, но таких типажей еще не было.

А вот такие типажи учителей.

И очень красивые женские образы.

И вот как-то проснулся Костя утром и спросил тетю. "А мне чего-то лошадь приснилась. К чему это ?" А тетя отвечает:"Лошадь снится ко лжи. Врать сегодня много будешь." А сегодня Косте надо до школы сходить и взять по просьбе Лены интервью у писательницы Тюриной о том, как она относится к научной фантастике. Потом у него сегодня в школе открытый урок с проверяющими из районо и родительское собрание вечером. И видно так Костю допекла его никчемная жизнь,что решил он с этой жизнью покончить путем отказа от лжи. А будет он весь этот день говорить всем только правду. То есть решил он покончить текущую свою жизнь самоубийством.

И начал он говорить правду с писательницы Тюриной. Ее играет Любовь Добржанская.       Вот однозначно,что это Рязанов привел ее в фильм. Играет замечательно. Умная,волевая.энергичная,внимательная женщина. Сразу раскусила Костю и посоветовала ему в первую очередь не врать самому себе. Здесь же крошечный,но запоминающийся эпизод у Андрея Миронова. Он в одновременно снимался в "Бриллиантовой руке.
И начал он говорить правду с писательницы Тюриной. Ее играет Любовь Добржанская. Вот однозначно,что это Рязанов привел ее в фильм. Играет замечательно. Умная,волевая.энергичная,внимательная женщина. Сразу раскусила Костю и посоветовала ему в первую очередь не врать самому себе. Здесь же крошечный,но запоминающийся эпизод у Андрея Миронова. Он в одновременно снимался в "Бриллиантовой руке.

А потом был открытый урок,который Костя на глазах комиссии из районо превратил просто в балаган,чем очень расстроил очень хорошую завуча Веру Петровну. И после школы встретил он на улице возле строящейся, ныне снесенной, гостиницы "Россия" некого Савелия Сидорова. И это такая, типа, встреча Фауста с Мефистофелем.

Савелия играет Леонид Куравлев.Играет,как всегда,замечательно.
Савелия играет Леонид Куравлев.Играет,как всегда,замечательно.

Савелий это такой,доведенный до абсолюта правдолюбец и правдоруб. Очень энергичный и красноречивый демагог. Персонаж введен специально, чтобы показать Косте, который решил говорить только правду, какие возможны варианты в кого он может превратиться,если пойдет по этой дороге. Вначале Савелий очень нравится Косте. Савелий очень энергично решает помочь разобраться в его отношениях с Ниной и ее родителями, и предлагает Косте наконец то с ними объясниться.

Они идут вместе. И Костино правдивое поведение и энергичное обличительная речь Савелия приводят к полной катастрофе.Это все надо просто видеть,словами не опишешь.
Они идут вместе. И Костино правдивое поведение и энергичное обличительная речь Савелия приводят к полной катастрофе.Это все надо просто видеть,словами не опишешь.

Савелий уводит Костю со словами:"Не унижайся перед этими мещанами". И предлагает ему бросить Нину, эту мещанку. На этой почве они ссорятся, и Савелий уходит.

А Косте еще предстоит еще и родительское собрание. Родители начинают его всячески третировать по поводу его молодости и поведения на открытом уроке. Он все им честно объясняет,что он плохой учитель. Родители уже готовы этого святого человека распять, но тут появляется Савелий и всех давит демагогией в защиту Кости. Родители притихли. Но Косте не нужна такая поддержка. Он обзывает Савелия дураком и Савелий обиженный удаляется. А Костя признается,что не может учить их детей, так как это не его призвание,а халтурить он не хочет. И он уходит. Правда пацаны из его класса, что-то поняв, стали уговаривать его остаться. Но он принял свое решение. Он потерял за этот "день без вранья" все и приобрел тоже все.

Да,такой фильм о советской школе,где учитель прямо расписывается в своей профнепригодности,из-за того ,что пошел работать в школу,так как не смог устроиться по специальности; где учащиеся выставлены тупыми балбесами, а завуч не строгая и требовательная "сушеная вобла",как в том же "Доживем до понедельника",который также снимался в 1968 году, а мягкая и доброжелательная, показывать было нельзя.

И напрашивается прямое сравнение с "Большой переменой",которая будет снята тем же Кореневым через 4 года. Тема вроде одна и та же. Не поступив в аспирантуру в школу приходит новый учитель истории,который так же никогда не собирался быть учителем и не любит это дело.И тоже попадает во всякие смешные ситуации со своими учениками. И завуч его не чморит, а симпатизирует. Только вот сравнение будет в пользу "Урока литературы", который глубже , тоньше,умнее, ироничнее и смешнее. И это не удивительно - сценарий Данелия и Токаревой, художественное руководство Рязанова не могло не сказаться на качестве.

Великолепнейший фильм. Вот пока писал статью я пересмотрел его три раза - и полностью и в отрывках. Его надо смотреть. Там такие шедевры в исполнении Евгения Леонова,Ларисы Пашковой, и особенно виртуоза эпизода Николая Парфенова, что хочется пересматривать и пересматривать. А Стеблов - это без комментариев. Очень жаль,что у фильма нет такой же рекламы, как у "Большой перемены".

Пишите комментарии.Ставьте лайки.Подписывайтесь на наш канал.