Как бы то ни было, именно горцы Северного Кавказа первыми оказали ожесточенное сопротивление монгольским захватчикам, местами переходившее в партизанскую войну, в которой особого успеха добились вайнахи, через 40 лет непрерывных боевых действий выдворившие незванных гостей с родной земли, но. для успешной партизанской войны мало решимости драться с врагом и хорошего знания местности - нужна еще и надежная база, где можно залечить раны и поднакопить сил перед очередной атакой и такие базы в виде разбросанных по горам каменных башен у вайнахов были.
Своим рождением каменные башни обязаны суровым природным условиям Чечни и Ингушетии. Природа обделила этот край ресурсами и любой мало-мальски приличный клочок земли тут же становился причиной кровопролитных войн, единственной надеждой на спасение в которых были крепости, но как их можно было построить там, где это невозможно сделать из-за слишком изрезанного рельефа? Знакомые с достижениями фортификационной науки других народов, вайнахи создали свой тип крепости - квадратные в основании башни высотой 10-25 метров.
Строительство башни.
Начало строительства новой башни у вайнахов было целым ритуалом, призванным обеспечить строителям поддержку со стороны сил природы. Для начала определяли место для строительства башни: на выбранном участке выпускали быка и место, где он ложился спать, считалось благоприятным для строительства (аналогичный обычай существовал и у русских - там, где легла корова, можно было смело начинать любое строительство). Желательно, конечно, было, чтобы на месте будущей башни был скальный монолит, ведь все типы башен строились без фундамента, но если его не было, то вайнахи поступали следующим образом: на месте будущей башни рыли яму и заполняли ее молоком, а потом оставляли, ожидая, когда оно впитается, после чего яму углубляли и процедуру повторяли. Когда почва переставала впитывать молоко, строители смело приносили в жертву быка или барана и закладывали первый уровень башни.
При строительстве в основание башни укладывали монолитные блоки гранита, которые могли достигать двух метров в длину и весили несколько тонн. На небольшие расстояния их передвигали с помощью ворота (чеченские чӏагӏарг или зеразакъ), а на большие — перетаскивали на санях с помощью волов. Камни, заносимые наверх вручную скреплялись известковым или известково-глинистым раствором с использованием битого камня, однако изредка использовалась и сухая кладка.
Строительство башен было делом исключительно свободных людей, рабы до него никогда не допускались, более того - в Чечне и Ингушетии есть аулы, жители которых специализируются на строительстве и ремонте башен, а мастеров-архитекторов вайнахи считали выразителями воли богов, правда, придумав оригинальный способ не расплачиваться за сделанную работу. По обычаю, архитектор башни должен был символически завершить ее строительство, положив последний камень на крышу. Наградой за это был бык, но чаще всего архитектор оступался и разбивался насмерть. Архитектурный стиль вайнахских башен нашел широкое распространение по всему Кавказу, особенно в Грузии, связанной с вайнахами союзническими отношениями.
Жилая башня.
Наиболее древней формой вайнахских башен является жилая башня, соединяющая в себе дом, хлев и крепость. Классическая вайнахская жилая башня имеет близкое к квадратному основание, сужаясь кверху и от 2 до 4 этажей (однако в ауле Никаной сохранилась 6-этажная жилая башня) и плоскую земляную крышу. Сужение достигалось из-за утончения стен в верхней части и наклона их внутрь. Толщина стен варьировалась от 1,2-0,9 метра в нижней части до 0,7-0,5 метра в верхней. Жилые башни строились на возвышенных местах недалеко от источника воды. Нередко к башне подводили потайной водопровод и подземный ход на случай войны.
Внутреннее устройство типичной вайнахской жилой башни было следующим. Два нижних этажа предназначались для скота. На первом этаже держали крупный рогатый скот и лошадей. Часть помещения отгораживалась для хранения зерна. Иногда для этого выкапывалась специальная яма с выложенными камнями стенами и дном. Пол хлева был дощатым или выкладывался плитняком. Для лошадей устраивали специальный загон. На втором этаже, где держали овец и коз, был отдельный вход с бревенчатым настилом, по которому скот выгоняли на пастбище и загоняли внутрь. Третий этаж (в трёхэтажных башнях — второй) служил жилищем для семьи, где хранилось также её имущество. В ранние времена вещи развешивались на металлических крючьях или в специальных нишах в стене, позже у стен устанавливались деревянные полки для посуды, а оружие всегда вешалось над постелью хозяина.
На последнем этаже хранился инвентарь и продукты. Здесь спали гости и молодожёны. Этот этаж использовался и военных целях в случае нападения. На плоской кровле ставился котёл со смолой и заготавливались камни для противника. Крыша поначалу строилась из толстых, уложенных вплотную брёвен, но с развитием зажигательных снарядов её начали делать из цельной каменной плиты. В тёплое время на ней сушили снопы, мололи и веяли зерно, семья здесь обедала и проводила досуг. Для сообщения между этажами использовались лазы. К ним приставлялись брёвна с зарубками или лестницы. Каждый этаж, кроме последнего, имел свою дверь. Двери и окна делались в виде закруглённых арок из крупных монолитов. Окна были очень маленькими, зимой и ночью закрывались деревянными ставнями или каменными плитами. а летом затягивались прозрачной плёнкой из внутренностей животных.
Полубоевая башня.
Междоусобицы и монгольское нашествие заставили вайнахов обратить серьёзное внимание на фортификационную составляющую своих жилищ. Башни стали выше, выросло число этажей , на верхних этажах над входной дверью стали делать машикули (навесные бойницы) и парапет, выросло также качество кладки стен и обработки камня. Два первых этажа такой башни были предназначены для скота, третий и четвёртый были жилыми, а пятый нёс оборонительную функцию. Археолог Владимир Марковин назвал этот тип башен полубоевым, переходным звеном в эволюции от жилой башни к боевой. Полубоевая башня была хороша и как жильё, и как крепость, однако широкого распространения не получила в силу развития нового типа вайнахской башни - чисто боевой.
Боевая башня.
Наиболее известными из вайнахских башен являются боевые башни, самые ранние из сохранившихся относятся к XIV веку. Эти строго утилитарные сооружения строились в труднодоступных местах - на обрывистых утёсах, речных мысах, вершинах гор. В мирное время в боевых башнях нёс дозор отряд из 4-6 человек, но в случае войны там находили спасение жители 1-2 жилых башен. Отличительные особенности боевой башни - сильное сужение кверху, один вход с приставной лестницей на втором этаже, зигзагообразные межэтажные переходы. Штурм боевой башни был настоящим безумием: пущенные вверх снаряды теряли свою убойную силу, в то время, как защитники башни могли вести круговой обстрел, а вот на длительную осаду боевые башни были не рассчитаны: сказывалось малое внутреннее пространство башни, не позволявшее создать большие запасы всего необходимого. В местах, где обосновывались сразу несколько вайнахских племенных групп, строились целые башенные комплексы типа Ца-Кале, показанного вверху.
Башня в скале.
Особняком среди вайнахских башен стоят так называемые башни в скале, соединявшие в себе жилые и оборонительные функции. Своё название они получили по месту строительства - их строили в горных расселинах или на скалистых берегах рек, закладывая уже имевшуюся расселину или пещеру камнем или вмонтируя уже готовую башенную конструкцию в скальный массив.
О причинах строительства подобных башен учёные спорят до сих пор: одни видят в скальных башнях сторожевые заставы на наиболее важных сухопутных и водных путях, другие - место, где в случае опасности вайнахи прятали свои сокровища, третьи - прихоть какого-то аристократа, пожелавшего обустроить своё родовое гнездо в толще скалы. Самым странным в вайнахских скальных башнях является то, что они очень мало распространенны: их строили только на территории современных Итум-Калинского и Шатойского районов Чечни, при этом на башни никогда не наносились никакие петроглифы, так что отследить их историю практически невозможно.
В настоящее время ремесло строительства классических вайнахских башен почти утрачено: снижение интенсивности военных действий сделало ненужным строительство сложных оборонительных сооружений, да и выход чеченцев и ингушей и на равнину позволил им строить горизонтальные постройки, но в культуре вайнахских народов башни имеют самое важное значение, как строение, объединяющее в себе их лучшие качества - народов строителей и воинов, поэтому неудивительно, что вайнахские башни уже в наше время вызвали к жизни много подражаний и новоделов, став своеобразной визитной карточкой Чечни и Ингушетии.