Согласно показаниям лиц была названа возможность освобождения семьи Романовых некими «царственными родственниками» за границей. Хотя, как говорилось ранее, от свергнутых родственников отказались практически все монархи европейских держав. Свидетельства присутствовавших разнятся, но упоминание о возможном спасении присутствует в показаниях каждого из опрошенных – и помощника последнего коменданта Ипатьевского дома Г.П. Никулина, и разводящего караула Якимова, и охранника Клещева.
Таким образом, можно сделать вывод, что формально на произошедшее все же повлияла выявленная охранниками при помощи подложной переписки готовность царской семьи к побегу. Ситуация в стране продолжала оставаться нестабильной, еще шла Гражданская война – и освобождение членов императорской фамилии верными им представителями «белого движения» была, в общем-то, вероятной. Видимо, этого и опасались большевики, когда принимали скоропалительное решение. Разумеется, вне зависимости от реальности угрозы побега узников, оправдать действия большевистского правительства и охранников царственных заключенных невозможно.
О том, что за границей многие верили в возможность царской семьи или отдельных ее членов спастись, свидетельствует появление в 1920-1930-х годах огромнейшего количества так называемых «Лже-Романовых». Одних царевичей Алексеев было 81, лже-Марий – 53, Анастасий – 34 и т.д. При этом любопытно, что самозванцы и самозванки принимали на себя имена только детей последнего императора. Одна из таких самозванок – Марга Бодтс, была даже принята официально принцем Николаем Ольденбургским и кронпринцем Вильгельмом.
В 1990-е стали популярны теории (не имеющие, впрочем, под собой реальных исторических оснований) о том, что вся царская семья продолжала жить в СССР в качестве простых граждан. Источником таких историй были именно западные теории и слухи о «чудесном спасении». То есть западное общество оставалось в убеждении, что спастись царской семье было вполне реально.
Любопытно, что королева Великобритании Елизавета II, одна из ближайших оставшихся в живых родственниц последнего императора (она приходится ему двоюродной внучкой), принципиально не посещала СССР и приехала в Россию только в 1994 году после того, как события 1918 года были официально признаны преступлением. Однако при этом королевская особа чудесным образом совершенно забыла о существенной доле вины в произошедшем своего родного деда – Георга V.