На прошлых выходных посетил ежегодную выставку "Олдтаймер-Галерея" в московских Сокольниках. На этот раз главной темой выставки была заявлена военная техника, что было отражено и в афишах, и в подзаголовках. Впрочем, афиши оказались несколько обманчивы: бронеавтомобиля БА-27, который был на них нарисован, на выставке не оказалось. Зато там было много чего другого интересного, и, пожалуй, самую интересную экспозицию представила "Мастерская Шаманского". Качественно отреставрированный полугусеничный грузовик ЗИС-42 - возможно, единственный сохранившийся, всего их было выпущено 6372 штуки.
Ещё один уникальный экспонат - лёгкий бронированный артиллерийский тягач Т-20 (А-20) "Комсомолец". Их также было выпущено немного, а до наших дней сохранились считанные единицы. Этот экземпляр был восстановлен до ходового состояния. В кабине размещались два члена экипажа (механик-водитель и командир-пулемётчик), а за кабиной, спиной друг к другу, на продольных сиденьях располагались 6 бойцов орудийного расчета. Тягач вооружён 7,62 мм пулемётом ДТ.
"Комсомолец" был представлен с типичным для него "прицепом" - 45-мм противотанковой пушкой, с артиллерийским передком. Очень достойный экспонат.
Классическая "полуторка" военных лет - упрощённый ГАЗ-ММ: одна фара, простые крылья, полубрезентовая кабина.
К машине была прицеплена полевая трёхкотельная кухня КП-3-37 - тоже достаточно редкий экспонат.
Армейский мотоцикл М-72 - предок "Уралов" и "Днепров", тоже отреставрированный в "Мастерской Шаманского".
На удивление достойную экспозицию выставил неизвестный мне до этого момента "Музей внедорожных машин" из Самары. Полноприводный седан ГАЗ-61-73 - очень редкая машина, известно два отреставрированных экземпляра. У музея в коллекции есть ещё и пикап из этого же семейства - ГАЗ-61-415, правда, это уже реплика.
Также в коллекции этого музея есть интересная техника союзников - Morris-Commercial C/8 я до этого живьём не встречал. Этот грузовик, использовавшийся также как артиллерийский тягач, по ленд-лизу к нам не поставлялся.
Bantam BRC-60 был разработан в ходе работ по созданию лёгкого армейского автомобиля в рамках объявленного правительством США конкурса. Всего было выпущено 69 таких машин, сохранилось очень немного.
Дальнейшее развитие данного проекта привело к созданию модели Bantam BRC-40. В рамках армейского заказа было выпущено 2605 автомобилей, в том числе 50 - со всеми управляемыми колёсами. Именно такой редкий экземпляр есть у самарского музея.
Порадовал и "Военно-технический музей" из подмосковной Черноголовки. Самая интересная из представленных машин - амфибия Ford GPA, этот автомобиль послужил образцом при создании аналогичной отечественной машины ГАЗ-46 МАВ.
Кроме этого, музеем был выставлен классический Willys MB в состоянии "вчера с завода".
И мотоцикл Harley-Davidson WLA-42.
Ещё один Willys MB выкатила тюнинговая компания Precar. Эти товарищи ещё и позаботились о том, чтобы необходимые надписи на кузов нанести, по ним получается, что машина служила в 6-м пехотном полку США.
Ещё один интересный "американец", грузовой Chevroet G7107, представил музей "Московский транспорт". Такие машины массово поставлялись по ленд-лизу в СССР.
Была представлена на выставке и техника противника. Эта реплика малосерийного немецкого командирского бронеавтомобиля Sd.Kfz.247, по имеющимся данным, построена на базе УАЗа.
Ещё одна реплика - лёгкий танк PzKpfw.I, вполне похож на настоящий. Такие машины использовались нацистами в Испании и в начальном периоде Второй мировой.
Советский "Днепр" изображает немецкий BMW R-71.
Возвращаемся к советской технике. Первый советский массовый танк МС-1 (Т-18) использовался и в Великой Отечественной, но в основном в качестве неподвижных огневых точек. Несколько сохранившихся до нашего времени корпусов были восстановлены до целых танков, но этот экземпляр - не из них, это полный новодел.
Ещё один интересный автомобиль - реплика ГАЗ-42, газогенераторной версии ГАЗ-АА. Чтобы обозначить машину как военную, в кузов воткнули счетверённую пулемётную зенитную установку.
Послевоенные армейские автомобили представляет, в первую очередь, классический ГАЗ-69.
Ещё один такой же автомобиль, менее блестящий, зато с шанцевым инструментом на борту.
Рязанский музей военной автомобильной техники, сейчас входящий в состав Музея ВДВ, выставил три уникальных прототипа УАЗа, разрабатывавшихся в 1980-х на смену линейке УАЗ-469/452, но так и не пошедших в серию. Этот \опытный внедорожник, в дизайне которого просматривается влияние старого доброго ГАЗ-67, носит индекс УАЗ-3171Д.
Его собрат УАЗ-3907 был амфибией, для перемещения на воде служили два винта. Он имел, кроме индекса, и имя собственное - "Ягуар".
Микроавтобус УАЗ-3972 должен был придти на замену старой доброй "буханке", но так и не пришёл. А зря - если бы его ещё немного доработать напильником, смотрелся бы не хуже своих зарубежных аналогов.
Таких, например, как этот Volvo C303, тоже присутствующий на выставке. В комплект к нему входили несколько "шведских военных" с подозрительно русскими лицами.
Шведы присоседились к площадке Общества владельцев военной техники, которые устроились на выставке по-домашнему: у лёгкого арттягача АТ-Л лежат дрова, а в центре площадки и вообще разместился вольер с курами.
Компактная авиадесантная самоходная установка АСУ-57 выпускалась в 1950 по 1962 год и предназначалась для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей.
Это не простая БРДМ-2, а машина 9К31 мобильного зенитного комплекса "Стрела-1".
И ещё одна спецмашина на базе той же БРДМ-2 - современная опытная звуковещательная станция ЗС-99, разработанная как модернизация советской ЗС-82.
На этом репортаж по военной части выставки закончен, будет и про остальное, но немного позже.