Найти тему

Большое интервью с бывшим пациентом психбольницы. Биполярное расстройство.

Оглавление

Наш сегодняшний гость — человек, чья жизнь это нескончаемая череда взлетов и падений. Чтобы сохранить тайну личности, мы изменим его имя: пусть он будет, например, Игорь. Игорю 26 лет, работает, женат.

Привет, Игорь. Как ты себя чувствуешь?

Здравствуй. В данный момент всё хорошо, но еще пару недель назад было всё плохо. Во всяком случае, мне так казалось.

Расскажи, как ты получил свой диагноз?

В смысле, как начало проявляться биполярное расстройство или как узнал о нем?

Как узнал.

Хорошо. В общем, была интересная история: когда выписываешься из дурки (сленговое название психдиспансера. Прим. Редакции), то там прямо диагноз пациенту никто не скажет. Во всяком случае, я так понял: мне никто его не называл. Но сидя в кабинете заведующей отделения, увидел свою карточку. Мы сидели, общались с ней, и в один момент она вышла из кабинета.

Разве можно оставлять пациента одного в кабинете?

Нет, нельзя. Но мне доверяли, поэтому можно было чуть больше, чем остальным. Так вот. Она вышла из кабинета, и я быстренько стал листать свою карточку. Времени разбирать врачебный почерк не было, но я успел разглядеть запись в строке "диагноз". Если не ошибаюсь, она была прям на титульном листе, если можно так назвать первую страницу карты. Там было F31.3. Едва вышел за территорию психбольницы, так сразу включил телефон и загуглил.

При биполярном расстройстве происходят затяжные эпизоды повышенного или депрессивного настроения
При биполярном расстройстве происходят затяжные эпизоды повышенного или депрессивного настроения

Тебя родственники отправили туда?

Нет. Я сам пошёл к психотерапевту в поисках избавления от длительных депрессий, преследующих меня каждый год с осени и до весны.

Когда это началось?

Впервые, если не ошибаюсь, в 13 лет. После выписки, я прочел много материала по своему диагнозу, там везде говорится, что часто биполярка развивается именно в подростковом возрасте.

Тебя сразу отправили в диспансер?

Нет. Изначально психотерапевт в говорил, что надо бы лечь подлечиться, чтоб я был под присмотром, так как у меня была склонность к самоповреждению, но у меня была сессия на носу, я хотел ее сдать. Мне выписали рецепт и я поехал домой. Пока шел на остановку, рыдал. Почему? Без понятия. Просто мне казалось всё происходящее крахом всей жизни.

Ты регулярно принимал препараты?

Да. Но там вышла история, которая и привела к тому, что меня "закрыли". Состояние рассудка у меня было весьма помрачненное, а Ф*******м (название препарата скрыто редакцией) как-то негативно повлиял на мое восприятие реальности. В общем, четыре дня из моей жизни просто выпало. Я был агрессивным, творил всякую дичь, но сам мало что помню, мне казалось всё нормальным. Например, диалоги, которые, как мне до сих пор кажется, я отчетливо помню, оказались наполненными сущим бредом. В общем, я словно выпустил каких-то внутренних демонов наружу.

"Я словно выпустил внутренних демонов наружу"
"Я словно выпустил внутренних демонов наружу"

Как ты вернулся к адекватному состоянию?

Ну как к "адекватному"... Депрессия никуда не делась, но реальность я уже начал воспринимать более-менее нормально, когда у меня силой отобрали таблетки. Я не помню, как меня забрал отец в другой город, но именно там, с ссорами, матом и моими криками, что эти таблетки мне необходимы для лечения, у меня их отобрали. На полное восстановление понадобилось двое суток.

Расскажи, как тебя госпитализировали?

Так как я сам посещал психотерапевта и сам покупал препараты, а потом моя семья увидела мое неадекватное поведение, то они решили, что я просто стал наркоманом. А я ведь ничего никогда не употреблял.

Вместе с матерью мы поехали к моему психотерапевту, который донес маме о моем состоянии. Настоял на госпитализации. В этот раз я согласился: те четыре дня настоящего ада мне не хотелось переживать снова.

Я уехал домой и там у меня поднялась высокая температура. Отлежав неделю дома, вернулся в город. Врач обещал дневной стационар, но нужно было получить направление из ПНД. Поехал в дурку за направлением с кучей вещей из общежития, чтоб после этого сразу поехать домой, а меня прям туда и положили, едва увидели мои свежие шрамы.

В приёмке, если ты приходишь, то ты по умолчанию законченный псих, все твои слова — бред и ты опасен для общества. Мне измеряли температуру тела, градусник был плохо расположен, но мою попытку его поправить моментально пресекли. Причем довольно-таки грубо.

Потом меня отвели в такую маленькую комнатку, где осматривают тело полностью, а еще привезенные с собой вещи. А я был с сумкой шмоток из общежития, которые намеревался отвезти домой: одежда, постельное белье, посуда и еще много чего. Эти вещи стали перебирать с возмущениями типа "Зачем ты это сюда привез?!"

Особенно сильно их поразили отвертка и нож. Я съезжал с общежития полностью, поэтому вещей было предостаточно.

Мои объяснения, что я вообще-то это домой везу, так как приехал за направлением, а не ложиться здесь, никто не слушал.

Страшно!

Да, меня ужаснула мысль, что такое отношение ко мне будет в течении всего моего времени пребывания тут, но нет. Отобрав вещи и проводя меня в мое отделение, я смог позвонить маме и сообщить, где я теперь. После этого телефон отобрали и возвращали в будние дни на 10 минут, чтоб мог позвонить кому-нибудь. Я звонил родителям. Говорил, что всё хорошо и что мне нужно привезти из продуктов или книг. Кроме чтения там заниматься нечем.

Ты говорил, что к тебе было особое отношение и появлялось больше, чем остальным. Почему?

Ну во-первых, я был умнее, чем все остальные пациенты там. Меня мучила депрессия, а не умственная отсталость или болезнь Альцгеймера, как у большинства пациентов там. Вообще, ребят моего возраста там было немного за тот месяц, что я там провел. И все из них были направлены военкоматом. Они скучные, говорить с ними не о чем, хотя я и пытался.

Были взрослые мужики, говорили на свои вросломужицкие темы: автомобили, пиво, женщины. Мне говорить об этом неинтересно.

Если я и общался с кем-то, то с медсестрами, санитарами и психологом. Психолог после теста на уровень интеллекта сказала, что умнее пациента у нее еще не было *смеётся*. Мне это польстило.

Позже мне стали больше доверять. По вечерам я мыл пол или лестницу с третьего по первый этаж. За это выводили дополнительный раз покурить. Через две недели один из санитаров, очень классный мужик, стал наливать мне чай. Никогда не думал, что после той бурды, что дают в столовой, "Липтон" покажется мне самым вкусным чаем в моей жизни. Мы с ним много общались, играли в домино два на два: я, тот санитар и еще два пациента. Он сильно рисковал, наливая мне чаёк, каждый раз говорил, чтоб я никому ничего про это. Медсестры подкармливали иногда. В целом, завоевал их расположение, я это умею. Постоянно звали помочь с компьютером или телефоном.

-3

Расскажи о симптомах?

Ну, затяжные депрессии. Нет сил двигаться, что-то делать, постоянные слезы, навязчивые мысли о нехороших вещах, тревога, ожидание только худшего. И всё это абсолютно без причины. До срыва может довести любая мелочь.

Потом всё меняется. Это называется манией. Есть мания, и есть гипомания. Мне больше повезло, чем многим: у меня гипомания, скажем так, лайтовый вариант мании. Суть такова, что ты чувствуешь себя всемогущим, настроение приподнятое и ничто не может его испортить. Казалось бы, что это не плохо, но есть обратная сторона медали: абсолютно срывает тормоза. Начинаешь делать необдуманные вещи, тратить деньги на ненужные вещи, рисковать.

В один момент приходит ремиссия, и тогда начинаешь думать "что же я наделал?"

"Нет сил двигаться, что-то делать, постоянные слезы, навязчивые мысли о нехороших вещах, тревога, ожидание только худшего"
"Нет сил двигаться, что-то делать, постоянные слезы, навязчивые мысли о нехороших вещах, тревога, ожидание только худшего"

Давай проведём блиц-опрос?

Начинайте.

Ты до сих пьешь прописанные лекарства?

Нет. Через два года бросил. Во время приёма антидепрессантов начинаются проблемы с потенцией. Меня это пугало. Ну и вообще, врач сказал, что два года это серьезный срок, поэтому можно попробовать прекратить. Я попробовал, у меня получилось.

Сейчас эпизоды бывают?

Да. Но я борюсь с ними. Сдерживаю себя и свои эмоции. Тщательно анализирую все свои решения.

Что тебя раздражает?

Тупые люди. Особенно те, которые придумывают себе психические диагнозы по веянию какой-то нынешней моды. И те, которые говорят, что-то типа "Какая депрессия? Ты молодой. Тебе просто погулять надо, развеяться. Встреться с друзьями" и все в таком духе. Эти люди не знают, что такое ад клинической депрессии. Такой была даже одна из медсестер.

Твой последний необдуманный поступок в мании?

Измена любимой девушке. Сейчас всё наладилось, но я до сих пор себя корю за это.

Что читал в больнице?

Ницше всего прочел, кроме "Антихриста", так как его в собрании не было. Джек Лондон. Есенин. Дюма.

Твое хобби?

Музыка. Пишу в самых разных направления: от рэпа до блэк-метала. По настроению.

Что скажешь читателям на прощание?

Берегите свою психику. Не бойтесь психотерапевтов и идите при любых признаках проблем в головой. Не относитесь к больным, как к изгоям: их болезнь не заразна, но им крайне важна поддержка.