Если вы знаете тип личности и ведения дел вашего руководителя, вы наверняка сможете хорошо ладить. Но не всех столкновений будет возможно избежать.
Не любое разногласие с боссом непременно приводит к конфликты, и не каждое раздражение приводит к разбирательству. В те моменты, когда руководство раздражает вас своим поведением, оно может не знать о том, что вы чем-то недовольны, и для снижения вашей нервозности по этому поводу совсем не обязательно ввязываться в конфликт. И прежде чем вызвать начальство на разговор или пытаться найти посредника для разрешения разногласий, вы можете попытаться разрешить их самостоятельно.
Избегайте конфликтов
Многим сотрудникам есть за что жаловаться на своих руководителей, однако им не дано изменить личностных особенностей начальства. Они также не могут изменить стиля руководства начальства, но они могут изменить свое поведение. И какое поведение сотрудника способствует предотвращению конфликта, во многом зависит от типа руководителя. Ниже различные типы руководителя представлены в ясной и четкой форме. В реальной действительности однако имеют место смешанные типы.
Любитель все контролировать
Такой руководитель — любящий во всем порядок, неуверенный в себе шеф. Он склонен контролировать работу своих сотрудников и мало верит в их результаты. Такая его склонность к контролю сотрудникам неприятна. Руководитель такого типа усложняют совместную работу, в особенности тогда, когда он придерживает информацию или делится ей слишком поздно. Некоторые люди такого типа могут даже предполагать, что они знают и могут предсказать действия и мысли своих сотрудников.
Ваши действие ради предотвращения конфликтов:
• Попросите точно сформулировать, какие именно задачи вам следует выполнять самостоятельно.
• Предложите проект, который вы берете на себя.
• Предоставляйте регулярные отчеты о вашей работе.
• Работайте так, чтобы на вас возможно было положиться, и тщательно проверяйте результаты вашей работы.
Свой парень
Тип руководитель «Свой парень» чувствует себя частью команды. Он профессиональный подросток, который очень доверяет своим сотрудникам. Он хочет ощущать себя частью команды и не желает, чтобы к нему обращались на «Вы». Он не проч и после работы встретиться со своими подчиненными в каком-нибудь заведении. Однако он также не любит принимать на себя инициативу или нести ответственность за свою команду. Его требования неясны, и он не силен в разрешении противоречий с другими подразделениями компании.
Ваши действие ради предотвращения конфликтов:
• Фиксируйте требования и цели в письменном виде.
• Формулируйте точно ваше обязанности.
• Сообщайте предельно ясно ваше мнение.
• Соблюдайте дистанцию.
Провидец
Тип «Провидец» — это творческий ум, который думает о послезавтрашнем дне, но не видит реалий сегодняшнего. Поскольку он ориентирован в будущее, он не может ясно сформулировать краткосрочные цели. Он неточно отвечает на запросы, ориентированные на фактах, и может не выполнять обещания. Поскольку у него нет понимания текущей рабочей нагрузки его сотрудников, он может перегружать их работой.
Ваши действие ради предотвращения конфликтов:
• Фиксируйте договоренности письменно.
• Создайте список ваших текущих проектов, чтобы ваш руководитель всегда был в курсе вашей рабочей нагрузки.
• Следите за собой и обозначьте свои границы по отношению к шефу.
Властный
Шеф властного типа является представителем старой школы. Он отдает приказы, а сотрудники их выполняют. Он не особенно ценит достижений сотрудников, потому что считает их само собой разумеющимся. Он не позволяет себе ни на что указывать и крайне устойчив к рекомендациям касательно современного стиля руководства. Он не позволяет своим сотрудникам высказывать свое мнение и не заинтересован в их продвижении через повышение квалификации.
Ваши действие ради предотвращения конфликтов:
• Просите регулярные отзывы о вашей работе.
• Не подвергайте сомнению его решения перед другими.
• Избегайте прямой критики.
• Просите о мерах повышения вашей квалификации, представив план вашей карьеры.
Как вести себя с начальником холерического типа
Прежде всего, вам следует установить психологическую дистанцию. Для этого, например, вы можете представить себе, насколько нелепо выглядит ваш босс, когда он ведет себя как маленький мальчик. Если он кричит на вас, не мешайте ему. Если вы не сможете этого больше выносить, выйдите из комнаты. Когда ваш начальник наконец успокоится, скажите ему по-деловому: «Вы можете сказать мне все, но, пожалуйста, не в таком тоне».
Старайтесь избежать конфликта
Не каждый конфликт возможно избежать. Но не каждый конфликт действительно следует проживать. Существует также возможность избежать эскалации и уклониться от конфликта. Есть два способа избежать конфликт: разрешить проблему или выйти из ситуации.
Примириться с проблемой
Если вы не имеете желания тратить время и силы на то, чтобы докопаться до сути конфликта, и если эта проблема не является для вас чем-то очень тягостным, просто отбросьте эту постановку вопроса и смиритесь с ситуацией. Затем вы должны и сможете покончить с самой ситуацией. Вы можете использовать эту стратегию, если вы не работаете напрямую со своим шефом, и сложившаяся напряженность оказывает лишь незначительное влияние на вашу повседневную работу.
Выйти из ситуации
Если ситуация для вас слишком напряженная, вы должны выбрать путь отхода: вы прекращаете работу или меняете отдел. Вам следует выбрать этот путь, если вы не чувствуете себя психологически достаточно сильным, чтобы противостоять конфликту. Это также может быть приемлемым путем и способом для людей, которые имеют хороший шанс найти новую работу, для новичка в течение испытательного периода или для практиканта.
Разрешить конфликт
Для разрешения конфликта имеется несколько вариантов. В этом вопросе факторы «время» и «смысл цели» играют важную роль. Задайте себе следующие вопросы: сколько у меня времени и насколько для меня важно достичь цель? Из этого вытекает, к какому типу разрешения конфликтов вы должны стремиться.
Матрица «время» и «смысл цели» для определения стратегии разрешения конфликта:
Много времени и цель важна: найти беспроигрышное решение.
Мало времени и важность цели: идти напролом.
Много времени и цель не важна: отойти в сторону.
Мало времени и цель не важна: пойти на компромисс.
Беспроигрышное решение
Беспроигрышное решение - это разрешение конфликта, в котором выигрывают обе стороны. Для этого нужно стремиться к новой ситуации, которая будет являться выгодной для обеих сторон. В большинстве случаев это является наилучшим решением, ибо обе стороны достигают усовершенствования. Если вы преследуете важную цель и у вас много времени, вы с вашим шефом можете начать поиск взаимовыгодного решения. Принятие решений может потребовать много времени, но обе стороны в конфликте достигают своих целей с помощью формирования новой ситуации.
Отойти в сторону
Вы позволяете своему шефу взять верх. Если ваша цель не очень важна и у вас много времени, вы можете позволить себе отойти в сторону. Через некоторое время вы сможете снова обозначить ваши намерения, если появится такая возможность. Нрав утихомирится, и вам станет легче достичь вашей цели.
Идти напролом
Вы настаиваете на своем и игнорируете желания вашего начальства. Если ваша цель важна для вашего профессионального роста и времени мало — рискуйте. Например, вы можете настаивать присутствовать на встречах, чтобы завязать важные контакты, даже если ваше присутствие начальника нежелательно. Вы оставляете выжженную землю позади себя, но, тем не менее, можете достичь вашей цели.
Пойти на компромисс
Компромисс — это решение, приемлемое как для вас, так и для вашего шефа, когда обе стороны идут на уступки. Если ваша цель не имеет решающего значения для вашего профессионального роста, и у вас мало времени для выяснения отношений, выберите эту стратегию. Например, если проект требует решений в короткие сроки.