· Речь является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
· С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
· В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.
В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:
· Неустойчивое внимание
· Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
· Трудности с выполнением словесных инструкции
· Обидчивость, робость, замкнутость.
Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:
· Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
· Наследственность — нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
· Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
· Заболевания первых лет жизни ребенка:
· инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
· травмы головного мозга
· повреждения неба
· Неблагоприятные социально-бытовые условия — недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
· Агрессивный информационный поток
· Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.
Симптомы общего недоразвития речи:
· Позднее прорезывание и становление речи;
· Бедный словарный запас;
· Выражены нарушения произношения.
Автор Наталья Александровна Шидловская - логопед-дефектолог ЦДР Мозаика