Найти тему

«Нелюбовь» и «Аритмия»: почему независимых русских режиссеров волнуют темы развода и выгорания

Оглавление

Всем привет! Здесь поговорим о фильмах и режиссерах, которых одни называют «пятой колонной», а другие — «новой русской волной».

И те, и другие — далеки от правды. Что «волна» , что «колонна» — это реакция на что-либо, идеология, общие принципы. У современных русских режиссеров этого нет, да и интересы у всех разные: от невесомых языческих сказок Алексея Федорченко до жести Василия Сигарева.

Общее — это повышенная смысловая нагрузка и задача: не развлекать общество, а вскрывать процессы, происходящие в нем; искренне говорить о наболевшем; показывать то, что волнует.

 Ставьте лайки, подписывайтесь канал Киноклуб VRedaktor
Ставьте лайки, подписывайтесь канал Киноклуб VRedaktor

Как правило, такие фильмы нечасто попадают на большие экраны, а если попадают, то не имеют большого коммерческого успеха. Успех приходит на российских и зарубежных кинофестивалях.

Не потому что это «кино не для всех» — я против такого определения, так как в нем логическая ошибка: кино всегда для всех. Вопрос в том, какую смысловую нагрузку готов воспринять зритель. Надо понимать, у блокбастеров со спецэффектами и реалистичных драм о нашей действительности эта нагрузка будет разной.

Возьмем для примера фильмы «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Аритмию» Бориса Хлебникова. В обеих картинах затронута проблема развода и обе, что интересно, вышли на экраны в 2017 году. Статистика разводов в России в 2017 году была около 60%.

Герои картин — люди не бедные, поэтому понятие «чернуха» — отпадает. В центре внимания — отношения супругов, как и почему они доходят до развода. Но важна и социальная составляющая.

В фильме Звягинцева герои уже в процессе развода. У них нет никаких чувств и эмоций, кроме накопившейся боли. Они ходят на работу, кормят сына и живут с любовниками просто потому что «так надо».

Чувства просыпаются после пропажи сына и вырываются криком боли главной героини, но только для того, чтобы потом снова заснуть навсегда. Кроме того здесь затронуты другие жизненные аспекты: отношение общества к разводам, как работает полиция, и как работают волонтеры поисковой службы.

В «Аритмии» героиня принимает решение развестись в начале фильма. Здесь круг проблем шире, так как оба героя — врачи: жена — хирург (если не ошибаюсь), а муж — врач скорой помощи. В поликлиниках проводят реформы, направленные больше на отчетность врачей, чем на помощь людям.

В итоге герои приходят к полному выгоранию и чувству нереализованности. У них нет сил ни на то, чтобы решить проблемы в отношениях, ни на бракоразводный процесс.

Все, что остается героям — это грустные посиделки с такими же замотанными людьми и популярная в 2017 песня Стрыкало «Яхта, парус».

Обе истории достаточно непростые, но «Аритмия», на мой взгляд, тяжелее.

Спасибо за внимание! Ставьте лайк, делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы быть в теме!