Найти тему
Москвич шоу

Как в Москве хранят Историю (никак)

Сегодня будет немножко злобно и грустно. В прошлом году я прилично попутешествовал по нашей любимой стране. Проехал от Калининграда до Владивостока, через основные крупные города, и в некоторых из них, конечно же, посещал музеи. Музеи были преимущественно железнодорожной и автомобильной направленности, и вот уже в конце, в Нижнем Новгороде, я побывал в музее ГАЗа, который окончательно помог сформировать ту мысль, которую я хочу здесь донести.

Сам музей мне очень понравился, причём я имею ввиду даже не автомобильную его часть - больше удивила историческая экспозиция, документы и фотографии, свидетельствующие о временах становления завода, о тяжелых годах войны, о разрушениях и тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться в те годы. Листайте фотографии вправо, кстати:)

Но и автомобильная часть экспозиции очень обрадовала: приятная подсветка, состояние машин, и даже отсутствие какой бы то ни было пыли - всё это понемногу сформировало одну простую мысль: здесь свою историю берегут, помнят и ценят. Только взгляните: (тоже можно прокрутить вправо)

А знаете, в Москве тоже когда-то были автозаводы. И их история была ничуть не менее интересной, насыщенной и важной. Тысячи людей работали на этих предприятиях, поднимали их в тяжелые годы, и у них тоже были свои музеи. Я говорю, конечно же, о заводах ЗиЛ и АЗЛК, и вот о последнем мы и поговорим сейчас.

Удивительное здание музея АЗЛК было построено в 1980 году, своей формой напоминает летающую тарелку, и принадлежит к стилю советского модернизма. Такая форма подчеркивала эстетику советского технического прогресса, и действительно удивляет и по сей день. Взгляните на "Летающую тарелку" с воздуха: я специально её поснимал.

Вот только сегодня это уже совсем не музей АЗЛК. В начале 2000-х, когда завод был уже практически мёртв, и имел огромные долги, музей был впервые атакован новыми реалиями. Цитируя Википедию:

"Ночью 25 апреля 2002 года судебные приставы юго-восточного административного округа Москвы вскрыли музей автозавода и вывезли с его территории 23 экспоната. По словам директора, среди конфискованных автомобилей были старейшие модели «Форд-А» и «Форд-АА», цена которых по оценке того года в Европе доходила до $3 млн. По оценке же приставов, указанной в акте приема, стоимость каждого автомобиля составляла 10 тысяч рублей. Такую же оценку получил раритетный «Понтиак», подаренный Михаилу Горбачёву Рональдом Рейганом, а также два десятка других арестованных автомобилей. "

В дальнейшем, несмотря на то что экспонаты были временно возвращены, избежать закрытия музея не удалось. Долгое время прекрасное здание пустовало, протекая и ветшая. В настоящее же время там открыт "Музей восстания машин", в котором демонстрируются... макеты Трансформеров. Об истории завода больше ничего не напоминает. В 2014 году была демонтирована вывеска завода Москвич со здания заводоуправления, и о том, что здесь было, ничего не напоминает.

Следите за руками: историческая экспозиция музея утрачена, частично разбрелась по рукам, автомобильная часть долгое время находилась в музее ретроавтомобилей на Рогожском валу, но - вот так неожиданность! - теперь он тоже закрыт, и пока под видом якобы непригодности здания, на его месте будут расти очередные высотки, бесценные автомобили отправились на "временное хранение". Откуда они, как показывает практика нашей столицы, могут никогда не вернуться. Всё. Узнать историю великого предприятия - негде. Посмотреть на экспонаты - негде. Изучить какие-то вопросы, узнать о людях, строивших завод, о периодах жизни его - негде. В здании музея - Трансформеры. Занавес.

Ситуация с ЗИЛом не намного лучше - завод так и вовсе подчистую снесли, устроив в уцелевшем историческом здании автозавода....музей ХОККЕЯ. Я не прикалываюсь. Это наша с вами реальность. К своему столетию, завод получил восхитительный подарок. Память о своих достижениях теперь не нужна, если она невыгодна.

Вот так в Москве сегодня хранят историю.

Теперь стальной истукан стоит на охране новых порядков.
Теперь стальной истукан стоит на охране новых порядков.

Если что-то происходит, значит это кому-то нужно и выгодно. Я предлагаю вам задаться правильными вопросами и правильно на них ответить. Можно прямо тут, в комментариях.