Всем привет!
В этой статье немного по говорим о доблестных блюстителях закона и порядка, сотрудниках дорожно-патрульной службы(ДПС). Уверен, что каждый автолюбитель хоть раз имел приятную или не очень беседу с сотрудниками ДПС. А что касается людей, которые только что получили водительское удостоверение и проезжают свои первые километры, то они вообще моментально впадают в ступор при «остановке» сотрудником и не могут сказать даже пары слов, молча начинают исполнять все законные и не очень предъявляемые к ним требования. Так вот давайте не много разберёмся, так ли страшен злополучный взмах «жезла», и что же делать когда сотрудник уже стоит возле вашего автомобиля с протянутой рукой, естественно для передачи ему документов. По говорим простым языком, чтоб было легко запомнить и применить эти знания на практике.
И так:
1. Запомните раз и на всегда, водитель НЕ ОБЯЗАН выходить из автомобиля. Даже если Вас просят выйти, имеете полное право отказать. Для того, что бы сотрудник потребовал Вас покинуть автомобиль должны быть очень веские основания(отстранение от управления, задержание ТС или водителя, обыск и т.д.) Даже когда инспектор просит пройти в патрульный автомобиль для предъявления каких либо доказательств, Вы вправе требовать принести и показать доказательства на месте, и что оборудование стационарное (то есть не переносное и не передвижное) Вас абсолютно не должно волновать.
2. Для начала культурного общения сотрудника нужно любезно по приветствовать.
3. Скорее всего сотрудник не в полном объёме выполнит ФЗ «О полиции» ст.5 п.4 по этому лучше потребовать служебное удостоверение и прочитать кто стоит перед Вами.
4. Водитель имеет полное право, а вообще можно сказать обязан знать почему и для чего был остановлен, и чем привлёк к себе внимание, так как затрагивается право на передвижение. То есть к Вам подошёл инспектор, Вы опустили стекло и спрашиваете причину и цель остановки. Причин для остановки у сотрудника не так уж и много согласно приказу № 664 п.84(тут можно прочитать всё в подробностях) , в кратце: проводится какая либо операция или мероприятие, есть ориентировки по определенным маркам и моделям ТС и Ваше подходит, имеются явные признаки административного правонарушения (нарушение ПДД или причастность к какому либо ДТП), имеются какие либо явные неисправности у ТС, запрещающие эксплуатацию и передвижение по дорогам общего пользования.
5. Если инспектор ДПС основательно намерен получить документы без каких либо пояснений, имеете полное право показать документы не передавая их. Сообщить что документы в полном порядке и напомнить сотруднику, что он забыл назвать причину для остановки и проверки документов. Помните, что всё должно быть подкреплено основаниями(документами) будь то ориентировка или операция, так же должны быть доказательства при якобы нарушении водителем ПДД.
Однако есть один важный момент. Хоть во многих статьях и пишут, что сотрудники не обязаны подтверждать операции или мероприятия документально, но при предъявлении к водителю каких либо требования сославшись на операцию или мероприятие по факту сотрудник уже обязан ознакомить водителя с материалами, так как это напрямую затрагивает его права и интересы.
Но инспектор ДПС может принять ваши действия как неподчинение законному требованию. Спрашиваете ещё раз ЗАКОННЫЕ основания для передачи документов, а если их нет, то и требование для их передачи получается не законное.
После такого конструктивного диалога есть несколько развитий событий:
a. Инспектор может пожелать счастливого пути и Вас отпустить, имеете полное право по требовать извинений, оставить жалобу на действия сотрудника в любой удобной форме его напарнику (что скорее всего не получится) или в дежурную часть.
b. Инспектор будет из раза в раз требовать документы, тут Вам либо сдаваться и подчиниться, либо вызвать ответственного и продолжать отстаивать свои права.
c. Самое страшное и печальное – это предупреждение о применение к Вам физической силы ст.19 ч.1 и собственно само применение физической силы на основании ст.20 ч.1 ФЗ «О полиции»
Чаще всего предупреждение о применении физической силы имеет цель припугнуть водителя. Но если всё происходит на полном серьёзе, сотрудник должен быть уверен на 100% в своей правоте и законности действий, и что они необходимы для применения. В противном случае такой сотрудник в дальнейшем очень рискует быть оштрафован или уволен со службы за превышение своих полномочий.
По этому лучше всего в самом начале перед тем, как опустить стекло развернуть видеорегистратор на себя или включить видео запись на смартфоне/видеокамере. Так же инспектор может по пытаться ввести Вас в заблуждение, что записывать на камеру его ни в коем случае нельзя, но это полная ерунда так как деятельность полиции открыта и публична согласно ст.8 ФЗ «О полиции», а тем более Вы записываете информацию, которая напрямую затрагивает Ваши права и интересы.
Такая вот получилась статья и думаю после её прочтения Вы будете более уверены в себе, если привлекли внимание ДПС. Самое главное при ведении такого диалога – это вежливость, сдержанность и уверенность в своих словах. Ведь чего Вам бояться, если Вы ни в чём не виноваты и никоим образом не нарушаете законодательство РФ.
Благодарю за внимание!
P.S. Так-же интересно по читать как Вы строите общение с сотрудниками, защищаете ли свои права или молча выполняете то, о чём просят лишь бы по быстрее от них уехать? Пишите в комментариях.