Найти тему
Катехизис и Катарсис

Кто такой Гай Фокс?

Сегодня найдётся немного людей, которые не слышали хоть раз о Гае Фоксе. Правда, в основном знание это связано с его карнавальной маской, получившей всемирную славу благодаря одному великолепному графическому роману и его экранизации, попутно приобретя совершенно иной смысл, нежели был у неё изначально. Образ борца с несправедливой тоталитарной системой затмил реального Гая Фокса - религиозного фанатика, готового пойти на всё, чтобы вернуть Англию в лоно католической веры. И уж тем более в тени остаются реальные организаторы заговора. А ведь немного найдётся в истории заговоров, где грандиозный замысел буквально на пороге успеха рухнет из-за милосердия, больше похожего на глупость. Поэтому и помнят не зря пятый день ноября…
...и заговор пороховой.
Проходят века, но грусть и тоска
Всегда остаются со мной.

Для того чтобы понять мотивы заговорщиков требуется немного разобраться, в каком положении находились католики в Англии к началу 17 века. А было оно довольно своеобразным. Причиной этому послужило во многом спонтанное решение о разрыве с Ватиканом в 1529 после отказа Папы Римского давать Генриху VIII очередной развод. Этим воспользовалась аристократия, желавшая и поживиться церковной землицей, и действительно очистить церковь от пороков. Хотя общественная поддержка Реформации, среди низших сословий, была не столь велика, в отличие от континента, где этот процесс наоборот зачастую шёл снизу-вверх. Поэтому, чтобы быть более привлекательной для народа, Англиканская церковь вынуждена была сохранить многие из привычных католических практик.

Сами основы новой веры, зафиксированные в «39 статьях», были сформулированы намеренно столь нечётко, что позволяли трактовки угодные, как протестантам, так и умеренным католикам. Таким образом, обращение в англиканство оказывалось достаточно безболезненным, не меняя коренным образом привычных ритуалов, в отличие от континентальных протестантских церквей. И не стоит удивляться, что даже несмотря на кратковременный ренессанс католичества при Марии Тюдор, осуществляемый методом дыбы и костра, уже при её сменщице Елизавете Великой страна стала по большей части протестантской.

При этом государство не стало насильно перекрещивать население, а заняло позицию конформизма - ты можешь быть католиком и платить специальный налог (мусульмане с джизьёй одобряют такой подход), а можешь перейти в англиканство и не платить. Причем у католиков появился неожиданный заступник - казначейство. Английское казначейство было заинтересовано в том, чтобы государство не предпринимало активных попыток перекрестить католиков, так как они обеспечивали постоянный и немалый доход казне. Казалось бы, установился статус кво.

Тем не менее всё царствование Елизаветы было неспокойно. Католики, недовольные своим положением, строили планы поднять восстание и с помощью испанского десанта огнём и мечом вернуть остров в лоно истинной веры. Но провал Великой армады и явная нереализуемость других прожектов подобного рода, вкупе с репрессиями против наиболее активных лидеров католического сопротивления, разрушили их единство. Часть из католиков отправилась на континент помогать Испании наводить порядок в Нидерландах, надеясь, что после победы испанцы таки найдут силы разделаться с проклятыми англиканами. Другие же остались на родине, надеясь на то, что новый король будет более лоялен к католикам.

Тем более, что новый монарх Яков I в 1603 году действительно посылал католикам сигналы, что он готов их услышать и дать стране свободу вероисповедания. Но вот беда - Яков I хотел всего лишь использовать католиков, как противовес протестантам-радикалам - пуританам. Но католики, сами значительно радикализировавшиеся под влиянием гонимых государством иезуитских монахов, на эту роль уже явно не подходили. Поэтому король не только не ввёл свободу вероисповедания, но и продолжил политику Елизаветы на укрепление англиканской церкви и веры. Разочарование католиков от суровой действительности должно было быть очень сильным.

Именно разочарование, наступившее спустя всего год после коронации Якова, и толкнуло провинциального лорда Роберта Кейтсби, уже принимавшего ранее участие в заговоре против Елизаветы, но откупившегося от правосудия, на мысли о восстании. Уже в начале 1604 года заговор оформился в общих чертах. Заговорщикам сразу было ясно - у них недостаточно сил, чтобы поднять восстание и победить королевскую армию, но если как-то разом устранить всех лидеров протестантов...

Парламент, король - им смерть или боль
Уготованы в день роковой.
Одно море огня, и другая б страна,
И судьба была бы иной...

Именно на этом этапе в истории и появляется Гай Фокс - истовый католик, ветеран войны в Нидерландах, где он показал себя не только смелым воином, но и дипломатом, посылаемый лидерами английских католиков-изгнанников на переговоры с интересантами в деле их борьбы. К сожалению для англичан, хотя интерес был у многих, возможностей у них не было. Поэтому в 1602 Фокс возвращается в Англию с целью выйти на связь с католическим подпольем, которого внезапно нет. И только много позже через общих знакомых он выходит на Кейтсби.

Так и встретились два одиночества - заговорщики, у которых было желание взорвать Парламент, но не было навыков, и воин, таковые навыки имевший. 20 мая 1604 в лондонском трактире «Утка и Дрейк» за кружечкой пива план приобрёл более-менее оконченный вид:
1. арендовать дом, подвал которого находился бы рядом с подвалом здания Парламента;
2. заложить порох в количестве достаточном, чтобы помножить на 0 и само здание, и всех парламентариев с королём;
3. в условиях наступившего хаоса поднять католиков на восстание;
4. ???
5. profit.

Заговорщикам несказанно повезло, так как они смогли арендовать дом, подвал которого находился прямо под палатой лордов. С покупкой 36 бочонков пороха, суммарным весом, на минуточку, 2,5 тонны (используя классический свиной эквивалент получаем 6,6 млн нынешних долларов только на закупку пороха – недорогими выходят жизни короля и сотни парламентариев) и доставкой их в подвал сложностей не возникло. Опасный груз был спрятан под горой угля и дров.

В мае 1605 Фокс отправляется в Испанские Нидерланды, где выходит на связь с руководителями католиков-изгнанников и уведомляет их о плане заговорщиков. Причем, что характерно, Фокс в этот момент попал в сети английской разведки, но лорд Сессил - её глава - проигнорировал факт поездок католика-ветерана из Англии в Нидерланды и обратно. Есть вполне научная, но от того не менее криптоконспирологическая теория, что заговор организовали протестанты, используя, как пешек, тупых католиков, для того чтобы по факту раскрытия заговора закрутить против них гайки - Яков I взрывает дома, чесслово.

Наконец, всё было готово. Днём акции выбрали 5 ноября, когда король должен был присутствовать на сессии парламента. Заговорщики уехали из Лондона готовить восстание в провинции, а Фокс остался - кто-то должен был поджечь фитиль. Факт того, что Фокса оставили без какой-либо подстраховки, о многом говорит. Хотя он и должен был, запалив фитиль, бежать из столицы, используя возникший хаос, есть подозрения, что его гибель в процессе была бы на руку восставшим. Новый мученик за католическую веру. С его именем на устах шли бы верные христиане в бой против еретиков. St George and Guy Fawkes! God with us!

Подвалы темны, запасы полны,
Там порох сплошной чернотой.
Но слышу шаги... "Охрана, враги!"
Господь, оставайся со мной.
Бежать? Но куда? Повсюду стена,
Кричат впереди и за мной.

И именно вера в господа Бога заговор и погубила. Идея предупредить парламентариев-католиков, чтобы они не появлялись в этот день в Парламенте, не раз возникала на общих сборищах и каждый раз отвергалась, как опасная разоблачением заговора. Тем не менее, кто-то не смог выдержать и из христианского милосердия написал 2 ноября барону Уильяму Паркеру предупреждение. Предупреждение, которое уже на следующий день было перед глазами короля.

Яков сразу же получил нехилые такие флешбеки. Когда он был ребёнком, заговорщики убили его отца именно таким способом - пороховой миной в подвале дома. Тут же на уши были поставлены все, начались обыски окрестностей. Навестили стражники и подвал с бочонками, но Фокс невозмутимо объяснил, что тут только уголь и дрова, а стражники проверить это утверждение поленились. Вот только короля, особенно в преддверии сессии парламента, это не удовлетворило. Страх из детства заставил его отдать приказ о повторных обыска, и на этот раз стража сработала как надо - Фокса поймали с поличным после установки им фитиля.

Хотя Фокс стоически переносил пытки, уже через пару дней он выдал сообщников. Кейтсби и Ко не были дураками и сразу по поступлении слухов о провале Фокса бежали в горы Уэльса, где из отчаяния надеялись поднять народ на борьбу. Но злой рок преследовал их - на привале каким-то образом взорвался порох, взятый ими с собой. Из-за взрыва многие получили ранения, чем облегчили поимку силами шерифа. К 12 ноября всё было кончено. Через 3 месяца все заговорщики будут максимально жестоко казнены. Бездарный провал за пол шага до успеха - такова цена недолгого душевного спокойствия одного единственного человека.

Хранят короля небеса и судьба,
А мне отвечать головой.
И пусть сквозь века мои грусть и тоска
Всегда остаются со мной,
Но помнят не зря пятый день ноября
И заговор пороховой.


Автор: Владимир Герасименко

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц