По сути я ни во что серьезно не верю, ни в бога, ни в приметы и плохие даты/числа. Но раз уж так совпало, почему бы не свалить все на злополучное 13 марта.
Я знала, что рано или поздно мне об этом скажут, и очень боялась услышать это от родителей других детей. Как сказала волонтер, занимающаяся с Захаром ABA, очень хорошо, что у него есть интерес к другим детям, но над выражением этого самого интереса необходимо работать. Радует одно - нас записали в ABA - центр, денег соберем, летом махнем (конечно, при условии, что и мы до лета дотянем, и в Пушкине ничего катастрофичного не произойдет). А до лета, увы и ах, мамина (то есть моя) жизнь становится тенью жизни Захара.
Перед самым Новым Годом заметила за ребенком появившуюся привычку хлопать детей ладошкой, не сильно, но иногда в лоб, по голове. Хорошего-то мало. В конце января в московском ФРЦ психолог сказал, что таким образом мальчик ждет ответную реакцию, внимание. Осин, к которому мы параллельно заезжали, тоже предположил, что функцией данного нежелательного поведения является привлечение внимания. Соответственно, чтобы свести на нет подобные проявления, нужно приблизить к нули реакцию окружающих на происходящее. Для меня сейчас это недостижимо, поскольку все равно, минимизируя внешний негатив после Захаркиной ладошки, я говорю ему "извинись", а он заученно отвечает "я больше так не буду". И, конечно, врет.
Сейчас хлопание ладошкой сменилось щипанием, и предполагаю, что неслабым. Сестру дома без повода трогает крайне редко, если что-то отбирает, то сын и ее ущипнет. С посторонними детьми тяжелее. Стоит ребенку просто подойти или стоять рядом, сын резко, ни с того ни с сего может ущипнуть за руку в районе плеча, не пальчиками, всей ладонью. Точно так же он щипает и детей, к которым сам подбегает. На улице даже через куртку щипает.
На этом фоне я не смогла найти другого решения проблемы, как отправиться со старшим в сад и лично контролировать процесс взаимодействия с миром. Да, это капец. Мне очень не хотелось идти в садик и не потому, что я ленивая и хочу скинуть своего проблемного сына воспитателям и лежа плевать в потолок с 8 до 17. Просто я прекрасно понимаю, что там, где есть я, о какой-либо самостоятельности ребенка придется забыть процентов на 85.
В общем, со мной он сидел в подгруппе раскрашивал, занимался в подгруппе с логопедом-дефектологом, выполнял инструкции музрука на музыке, но один черт, щипался. Насчитала я случаев с десяток. Руку отводишь его, а он упирается и пытается довести начатое до конца. Монстр какой-то домашний. Надо, кстати, детям отдать должное - практически полное отсутствие реакции на Захаркины защипы. А он реально именно реакцию и именно от ребенка ждет: в двух случаях сын, пытаясь ущипнуть девочку, заглядывал ей в лицо и говорил "ай!"
Но все мои тактики и стратегии полетели в тартарары, в субботу к вечеру заметила, что дочь мне отвечает только после повышения голоса мною. Говорила с ней шепотом, ноль реакции. В понедельник выходного мужа отправила с ней к лору, думала, пробка в ухе, нет, нашли отит. И в общем-то, понятно стало, что сидеть дома будем мы втроем, и Захар был просто счастлив, когда я спросила до прогулки, пойдем ли мы домой. Пока занимаемся опять же дома. И что делать с щипанием, я пока не придумала. Социальную историю о приемлемом поведении с детьми в садике нарисовала, но сыну, по-моему, она не зашла. В общем, думай, голова дальше.