Всем хай! Или лучше – хой! Кстати, Летов придумал (по одной из теорий).
Но не будем тянуть кота за... Нет, не за хвост, но тянуть не будем. Так что сразу к делу. В этот раз я попытаюсь кратко и нескучно рассказать вам о возникновении и развитии такого феномена как русский рок (РО-О-ОК!).
Начнём с самого главного – определения. Пф... Да, что мы, не знаем что ли? Это же тот же самый рок, что и в других странах, только песни на русском. А вот и нет, бери глубже, брат. Ибо русский рок может и не только на нашем государственном языке исполняться.
Итак...
Русский рок – это музыкальное направление,да ладно,начавшееся формироваться в 60-х гг. в СССР под влиянием западной культуры, ставшее альтернативой советской эстраде и соединившей в себе заимствования и русские модели.О как!
Также нельзя не сказать о том, что рок вмещает в себя не только музыку, но и поэзию (текст), и театр (шоу), образуя целую рок-композицию. Также для него характерно "электрическое" звучание, коллективное творчество и особая форма музыкалього хэппенинга – концерта с участием зрителей.
В 60-х гг. начали набирать популярность "The Beatles". Даже у нас, несмотря на железный занавес. Да-да, всё началось с них: "Услышав БИТЛЗ, я понял, что должен играть рок". Под их влиянием и начали появляться такие группы как "Сокол" (бит-группа) и "Славяне" (англоязычная группа). Они в основном делали каверы на песни западных исполнителей, самостоятельно подбирая музыку на слух и конструируя инструменты. Эти группы в основном играли в рок-н-ролле (как и "The Beatles"). Рок этого времени воспринимался как альтернатива массовой советской песне и не вызывал подозрений у властей. Пока ребята пели на английском (не всегда хорошем).
В 70-е гг. появляются две тенденции: интеллектуализация и утяжеление музыки.
Рок просто не признаётся тогдашними культурными организациями: группы называются просто ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), хотя так можно назвать практически любую компанию играющих и поющих ребят независимо от жанра. В подполье рождается множество групп, которые устраивают неофициальные концерты. Ибо выступать им нельзя, т.е. нужно разрешение властей по их академическим критериям. Развивается магнитофонная запись: появляются целые магнитоальбомы.
Постепенно русские группы учатся сочинять собственные песни. Здесь и начинается история отечественного рока. Родоначальниками считаются Андрей Макаревич ("Машина времени") в Москве и Борис Гребенщиков ("Аквариум") и Михаил "Майк" Науменко ("Зоопарк") в Ленинграде. А центром рока становится будущий Санкт-Петербург.
В первой половине 80-х гг. количество подпольных групп увеличивается. И музыканты жаждут выбраться из подполья. Тогда и появляются квартирники – квартирные концерты: локальное пространство и минимальное количество слушателей.
В это время для учёта групп создаются рок-клубы, которые давали возможность выступать перед большим количеством людей. Но за членство нужно было платить. А дохода от выступлений группы не получали. Но рок-концерты всё равно проводились. А потом и целые рок-фестивали. Но группы практически не давали концертов за пределами своих мест обитания.
Появляется магнитиздат – неофициальное распространение магнитофонных записей. Рок зарождается и в провинции: Уфа – "ДДТ", Свердловск – "Урфин Джюс" и "Nautilus Pompilius", Новосибирск – "Калинов мост", Омск – "Гражданская оборона" и др. Набирает популярность бард-рок (Янка Дягилева и Александр Башлачёв).
Во второй половине влияние оказывает перестройка. Рок становится остро социальным, оппозиционным. С другой стороны, рок-музыку вообще нельзя сравнить с государственной системой, т.к. это совсем другая культура.
Появляются металлические группы: "Мастер", "Круиз".
Также набирают популярность "Аквариум", "Кино", "Алиса", "АукцЫон", "ДДТ", "Зоопарк" и "Пикник", которые станут настоящими столпами русского рока.
Группы выходят из подполья, рок перестаёт быть контркультурой, сближается с официальной и становится массовым – смерть русского рока.
И вот тут-то и образовываются целые центры рок-течений:
Москва: тяжёлый металл.
"Центр", " Браво", "Воскресение", "Машина времени", "Ария".
Группы приобретают самостоятельность и коммерциализируются.
Урал: прогрессивный рок.
"Урфин Джюс", "Агата Кристи", "Nautilus Pompilius".
Сибирь:
Первое массовое рок-движение: центр Омск – "Гражданское Оборона". Фолк-рок: "Калинов Мост" – Новосибирск.
Панк-рок: "Инструкция по выживанию" – Тюмень.
Сибирские группы характеризуются острой политической направленностью и "грязным" звучание.
К 1991 г. мы получаем уже сложившиеся явление. Объявляется свобода слова. Нет цензуре! Падает железный занавес. Появляются независимы радиостанции ("Европа Плюс", "Наше радио" – установка на рок).
В 90-х гг. музыка становится бизнесом. Некоторые группы начинают сочинять песни на политическую тематику ("Машина времени", "Алиса") – готовятся к демократии. Но оппозицианировать больше нечему (СССР распался).
Рок пополняется новыми направлениями: гранж ("Пилот"), панк-рок ("Тараканы!"), поп-панк ("Ногу свело!"), хоррор-панк ("Король и Шут"), брит-поп ("Сплин"), готик-рок ("Агата Кристи"), пауэр-метал ("Катарсис").
В 2000-х гг. набирает популярность брит-поп и поп-рок (рокопопс)). Всё больше рок-групп пользуются услугами продюсеров, музыканты больше ориентируются на западный поп-рок и широкую аудиторию, которая предпочитает в основном лёгкое звучание: "Би-2", "Танцы Минус", "Ночные Снайперы", "Земфира".
На 2010-е гг. оказало влияние распространение Интернета. Музыка начинает бытовать в Сети и на виниловых пластинках.
И вот мы дошли до наших дней. Что стало с русским роком в 2020-х гг. – предлагаю дописать вам (в комментариях).