Панические покупки стали уникальным явлением на фоне глобального распространения нового коронавируса, когда потребители по всему миру накапливали такие товары, как дезинфицирующее средство для рук, консервированные продукты и туалетную бумагу.
Психологи обратились к CNBC, чтобы выяснить, почему наш мозг подталкивает нас к панической покупке - даже когда власти уверяют общественность, что в этом нет необходимости.
По словам Пола Марсдена, психолога-потребителя из Лондонского университета искусств, краткий ответ можно найти в психологии «розничной терапии» - где мы покупаем, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием.
‘Страх заражения’
Между тем, Сандер ван дер Линден, доцент кафедры социальной психологии в Кембриджском университете, сказал, что в игре присутствуют как генерализованные, так и специфические для коронавируса факторы.
«В США люди получают противоречивые сообщения от CDC и администрации Трампа», - сказал он. «Когда одна организация говорит, что это срочно, а другая говорит, что она под контролем, это заставляет людей беспокоиться».
«Когда люди испытывают стресс, их разум в тумане, поэтому они смотрят на то, что делают другие люди. Если другие накапливают запасы, это ведет вас к тому же поведению», - сказал он. «Люди видят фотографии пустых полок и, независимо от того, насколько это рационально, посылают им сигнал, что это нужно сделать».
«Иногда социальное образование может иметь большую ценность - с точки зрения эволюции, когда мы не знаем, как реагировать на что-то, мы обращаемся к другим за советом», - добавил он. «Если вы в джунглях и кто-то прыгает от змеи, вы автоматически делаете то же самое».
В то время как продажи мыла для рук и дезинфицирующих средств резко выросли на рынках по всему миру с момента начала вспышки, потребители также запасаются несколько неожиданным предметом - туалетной бумагой. По словам Димитриоса Циврикоса, преподавателя психологии потребителей и бизнеса в Университетском колледже Лондона, туалетная бумага стала «иконой» массовой паники.
«Во времена неопределенности люди попадают в зону паники, которая делает их иррациональными и совершенно невротичными», - сказал он по телефону. «В других стихийных бедствиях, таких как наводнение, мы можем подготовиться, потому что мы знаем, сколько запасов нам нужно, но у нас есть вирус, о котором мы ничего не знаем».
«Когда вы входите в супермаркет, вы ищете ценность и большие объемы», - добавил он, отметив, что люди тянутся к большой упаковке, в которую входит туалетная бумага, когда они хотят вернуть себе чувство контроля.