Найти тему
АйТиЗавр

Почему российский асфальт гораздо хуже европейского и американского - 5 основных причин

Коротко об одной из главных проблем нашей страны. Собрал перечень основных причин, по которым российский асфальт мягко говоря не дотягивает по качеству до европейского или американского уровня. Про азиатский асфальт, например японский, вообще молчу. Будет интересно!

Конечно вы можете сказать, что вопрос о том, почему у нас такие дороги скорее риторический и отвечать на него не имеет смысла, но постойте, почему бы не собрать в одной статье все причины, по которым российский асфальт хуже европейского и американского? Проблема дорог в России комплексная, поэтому будет интересно взглянуть на ее основные составляющие.

Прежде всего в плохом качестве нашего асфальта виноваты устаревшие стандарты и нормативы, которые используются при строительстве дорог. Внедрение новых технологий, позволяющих увеличить срок службы асфальта должно производиться на экспериментальных участках и из-за этого оно порой очень затягивается. Конечно ведется и разработка новых стандартов, но зачастую эти стандарты являются копиями или переведенными версиями зарубежных документов, совершенно неадаптированных к нашим условиям.

Следующая проблема связан с тем, что качество битума в России оставляет желать лучшего. На первый взгляд может показаться, что проблема надуманная, но битум действительно играет большую роль в качестве дороги. Дело в том, что технология производства битума в России такова, что он, по сути, является отходом производства топлива, его делают по остаточному принципу.

Бочки с битумом.
Бочки с битумом.

В нашем битуме практически полностью отсутствуют легкие топливные фракции и, строго говоря, эту жижу даже не всегда можно назвать битумом. Качество этого ингредиента бывает довольно нестабильным и это при том что битум - основное связующее звено между другими компонентами асфальтовой смеси.

Следующая причина не объясняет низкое качество асфальта, но в целом помогает понять почему он так быстро изнашивается. Дело в том, что многие дороги попросту не рассчитаны на те нагрузки, которые приходятся на них. В те времена, когда проектировалось большинство дорог не было такого количества тяжелых грузовых автомобилей. Также бытует мнение, что свою небольшую лепту вносят и водители, летом разъезжающие на шипованной резине, хотя лично я не могу оценить их влияние на состояние дорог. Буду рад увидеть ваше мнение по этому вопросу в комментариях.

Ну а мы переходим к следующей причине низкого качества асфальта в России. Она уже более очевидна, чем предыдущие и заключается в несоблюдении технологии укладки дорожного полотна. Очень часто можно наблюдать картину укладки холодного асфальта, это происходит из-за того, что по пути до объекта он успевает остыть и частично теряет свои рабочие свойства, его невозможно нормально уплотнить из-за чего структура полотна получается пористой, осенью туда попадает вода, которая ночью замерзает и разрывает асфальт, приводя к разрушению дороги.

Ремонт трещин и дефектов дорожного полотна тоже заслуживает отдельного упоминания. Специальные мастики часто заменяют обычным (тем самым "российским") битумом, ну а кирпичи и другие инородные тела в ямах - вообще обычное дело. В таких случаях у нас шутят, что тендер на ремонт дорог выиграл кирпичный завод.

Ремонт трещины на асфальте битумной мастикой.
Ремонт трещины на асфальте битумной мастикой.

Естественно в зарубежных странах данные моменты стараются избегать. Найдите в интернете видео о том, как делают дороги где-нибудь в Финляндии, чтобы ощутить разницу - чисто географически мы живем рядом, но вот в уровне освоения инженерного искусства разница уж очень велика.

Напоследок, конечно, хотелось бы упомянуть и целый ряд, скажем так, финансовых проблем, связанных с качеством наших дорог, но обсуждать такие вещи публично может оказаться опасно :) Поэтому я буду надеяться, что мы друг друга поняли. А что вы думаете о данной проблеме? Есть ли у нас надежда на качественные и долговечные дороги? Буду рад пообщаться в комментариях.