https://blog.irr.ru/view/tehnika_i_drugie_tovaryi_chto_posle_rublya
Цены на различные группы импортных товаров в России может составить от 10% до 35% из-за резкого снижения курса рубля и пандемии коронавируса. По данным газеты «Известия», сильнее всего подорожают товары для детей, одежда и обувь, электроника и бытовая техника, а также импортные лекарства. На 10-15% вырастет и стоимость жилья.
По прогнозам экспертов, цены на товары иностранных компаний, которые выпускаются в России, поднимутся максимум на 10%. А вот скачок на импортируемые товары может составить до 30%.
Электроника и бытовая техника
Поскольку импортная электроника и бытовая техника занимают почти половину этого рынка, именно на их цене падение рубля отразится сильнее всего. Особенно это коснется смартфонов и прочих гаджетов, ведь доля их импорта на российском рынке составляет от 80% до 90%. Впрочем, доля импорта иностранной бытовой техники и потребительской электроники тоже велика: около 45%. Остальное, в основном – производимые в России товары международных компаний.
Как заявила «Известиям» заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова, в 2019 году доля произведенных за рубежом непродовольственных товаров в российских магазинах достигала 36%, а доля импортных продуктов – более 20% рынка. Эксперт полагает, что цены на иностранную бытовую технику – стиральные машины, посудомойки и кухонную технику – вырастут примерно на 20-35%. Та же судьба, по ее мнению, ждет и электронику – смартфоны, компьютеры, игровые приставки и прочие гаджеты. Впрочем, цены на эти товары начнут расти не раньше второго полугодия – пока на складах ритейлеров достаточно товаров, закупленных еще до падения рубля.
Крупнейшие российские ритейлеры сообщили «Известиям», что их цены пока не изменились. В частности, пресс-служба «Связного» сообщила, что в данный момент ритейлер не получал официальных сообщений от партнеров о росте цен на продукцию. А в «М.Видео» и «Эльдорадо» заявили, что в обеих сетях продолжаются плановые распродажи, а цены на технику не изменились.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, подорожание электроники, связанное с курсом рубля, будет происходить постепенно, в течение 3-4 недель.
Согласен с этими прогнозами и генеральный директор Lenovo в России Александр Катаев. Он уверен, что розничные цены хоть и вырастут из-за падения курса рубля, но этот рост не будет моментальным.
В свою очередь, аналитик TelecomDaily Илья Шатилин поясняет, что колебания валютного курса заранее закладываются в цену производителей. Но из-за пандемии коронавируса на рынке уже начинается дефицит комплектующих деталей и сбои в производстве и логистике. Это неизбежно приведет к небольшому спаду производства и дефициту этой группы товаров – а значит, и к дополнительному росту цен на нее.
Лекарства
Несмотря на то, что российская экономика частично справилась с импортозамещением во многих секторах экономики, некоторые отрасли по этому параметру пока отстают. По мнению главы отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарека Авакяна, среди лидеров импортозамещения сегодня находятся автомобильная и оборонная промышленность, металлургия и некоторые другие отрасли. В «отстающих» – строительный и потребительский сектора, IТ, а также фармацевтическая отрасль, скачок цен в которой может составить от 10% до 15%.
При этом, как полагает председатель Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, лекарства иностранного производства могут вырасти в цене еще сильнее – до 30%. Разумеется, и в этой сфере рост цен будет немоментальным и неравномерным. В каких-то аптечных сетях есть запасы импортных лекарств до конца года, а в каких-то – лишь до середины весны.
Авторынок
По прогнозам аналитика «Финам» Алексея Коренева, рост цен на авторынке составит от 6 до 10%, причем коснется он даже российских автомобилей, включая Lada. Ведь кроме иностранных комплектующих российские производители используют импортное оборудование, а его необходимо обслуживать, чинить и заменять детали, которые также приобретаются за валюту.
Коренев полагает, что отдельные автоконцерны могут воспользоваться ситуацией и поднять стоимость авто существенно выше инфляции, прикрываясь ослаблением рубля. Насколько сильно вырастут цены авторынке, станет понятно в ближайшие дни. Если усилия Центробанка и Минфина будут успешными, а рубль укрепится до 68–70 рублей за доллар, ценники в автосалонах вырастут на 3–6%. Если падение рубля продолжится, рост цен на авто скорее всего превысит порог в 10%.
Как утверждает исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин, сильнее всего, на 9–10%, подорожают импортные машины, которые не собираются в России. На автомобили, сборка которых происходит в России – Lada, Renault, Volkswagen, Hyundai и Kia – рост цен будет незначительным.
Продукты и потребительский сектор
А вот потребительские товары – одежда, обувь, предметы быта и так далее – могут существенно подорожать. Причем не только из-за падения рубля, но и из-за существенных экономических проблем в Китае, вызванных коронавирусом – ведь большинство товаров этой группы, представленных на российском рынке, производятся именно в Китае.
Некоторые эксперты предрекают и грядущий рост цен на продукты. Однако Минсельхоз пообещал, что роста цен на основные виды продуктов не будет, так как доля импорта в отечественной продукции незначительна. Подорожать могут только те продукты, которые в силу природных условий не производят в России.
Недвижимость
Если курс рубля сохранится на нынешнем уровне, цены на жилье могут вырасти на 10–15%. Если же нефть подешевеет до 20 долларов за баррель, жилье может подорожать более, чем на 20% в течение 2020 года. Первыми на изменение конъюнктуры отреагируют новостройки, а за ними подтянется и вторичный рынок, полагает генеральный директор СК «Перспектива» Михаил Иванов.
По оценкам управляющего партнера компании «Метриум» Марии Литинецкой, падение рубля и рост цен на импорт в скором времени могут привести к одномоментному росту стоимости новостроек в рамках 3–5%