Найти тему
Журнал «Компания»

Авиакомпании готовятся к банкротствам

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Запреты на перелеты и паника в обществе в связи с пандемией коронавируса ударили по авиакомпаниям настолько сильно, что некоторые из них уже пали «жертвами COVID-19».

Ощутимый удар вирус нанес по Korean Air — национальному авиаперевозчику Южной Кореи. Как сообщает местный авиационный портал Sam Chui, компания разослала своим сотрудникам предупреждения о возможных сокращениях в связи с угрозой распространения заболевания. В настоящий момент из 145 воздушных судов авиакомпании лишь 45 остаются в эксплуатации, а из-за низкого спроса Korean Air стала заменять двухэтажные Airbus A380 на популярных рейсах в Париж, Нью-Йорк и Лос-Анджелес на менее вместительные Airbus A330 и Boeing 787 Dreamliner.

О масштабном падении спроса на перелеты в регионы с большим количеством зараженных сообщают крупнейшие авиакомпании мира. Так, о сокращении рейсов в Азию объявили британские Virgin Atlantic и British Airways, немецкая Lufthansa, голландская KLM, американская United Airlines и другие. Также появляются сообщения о принудительном увольнении сотрудников: о сокращении штата на 250 человек заявила латвийская AirBaltic, крупнейшая компания в Прибалтийском регионе; кроме того, компания отменила уже 580 рейсов, запланированных с 23 марта по 31 мая.

Небольшим и нишевым игрокам на рынке авиаперевозок приходится особенно тяжело: так, британская Flybe, дочерняя компания крупного авиаперевозчика Virgin Atlantic, 5 марта объявила о своем закрытии. При этом Flybe после перехода под контроль структур Брендана Роджерса в конце 2019 года планировала привлечь инвестиции в размере 100 млн фунтов от британского правительства, но так и не получила их. В результате после закрытия авиакомпании биржа труда пополнится 2400 сотрудниками, а многие районы Великобритании останутся без авиасообщения, так как Flybe занимала важное, а на ряде маршрутов — и монопольное положение на рынке региональных авиалиний, особенно в Шотландии.

Российский авиарынок подвергся жестким ограничениям: в страны с большим количеством случаев заболевания COVID-19 теперь можно летать только «Аэрофлоту» и лишь через терминал F в аэропорту Шереметьево, в котором теперь несут круглосуточное дежурство бригады врачей. Дочернее предприятие «Аэрофлота», лоукостер «Победа», закрыло рейсы в главный очаг распространения коронавируса в Европе — Италию: полеты в Бергамо, Пизу, Рим, Римини и Тревизо отменены с 11 марта. Также о сокращении полетной программы объявила и S7: крупнейшая частная авиакомпания России отменила полеты в Италию, Испанию, Францию и Германию.

В связи с нынешней ситуацией эксперты вспоминают банкротство «Трансаэро», компании, которая когда-то находилась в лидерах российского авиарынка. «Траенсаэро» заказала большое количество новых самолетов, но грянувший кризис 2008 года вынудил поставить их на консервацию. Затраты на содержание стали неподъемным грузом, компания начала утопать в долгах, пока в 2015 году владельцы не поняли, что спасти авиаперевозчика уже невозможно. Сейчас же в ситуации, аналогичной «Трансаэро», находятся практически все авиаперевозчики.

Подробнее о ситуации читайте в Журнале «Компания»