Сейчас на вооружении дальней авиации стоят два типа стратегических ракетоносцев: Ту-95МС (по кодификации НАТО «Медведь») и Ту-160 «Белый лебедь» (по кодификации НАТО «Блэкджек») и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 (по кодификации НАТО: Backfire).
Про эти самолеты много чего написано, но, как мы уже писали в своих статьях, носитель в этом классе не столь важен как-то какое вооружение он несет. Рассмотрим, что сейчас может быть на подвеске стратегического бомбандировщика.
В середине 80-х годов прошлого века официально принят на вооружение комплекс воздушного базирования в составе Х-55. В 1984 году на испытаниях Х-55 была достигнута дальность 2500 км и подтверждена высокая точность этих ракет. Данная ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности и предназначена для поражения стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Ракета оснащена автономной системой наведения и обладает минимальной эффективной площадью рассеивания (ЭПР) за счет реализации в конструкции ракеты мероприятий по снижению радиолокационной и тепловой заметности.
В середине 90-х силами МКБ «Радуга» была создана ракета Х-101 и только в 2012 году ракета была принята на вооружение. Крылатая ракета нового поколения имеет ряд качественных отличий от Х-55. В первую очередь, это вдвое большая дальность полета. Еще одним фактором, способствующим достижению цели, является широкое внедрение средств понижения радиолокационной заметности.
Вторым качественным отличием от аналогов является сочетание высокой дальности с высочайшей точностью (КВО Х-101 по меньшей мере в 2 раза лучше чем у Х-55). На конечном участке коррекция осуществляется телевизионной системой «Спрут», что обеспечивает возможность поражения, в том числе и движущихся целей.
Кроме того, самолеты дальней авиации могут нести на себе ракеты типа Х-15. Данная аэробаллистическая ракета X-15 класса "воздух - земля" принята на вооружение в 1980 году в качестве ответа на американскую AGM- 69 SRAW. Оба боеприпаса были предназначены для прорыва системы ПВО противника, уничтожения зенитных комплексов и стационарных наземных целей. Первоначально Х-15 несла термоядерную боевую часть мощностью около 300 килотонн, однако позже были созданы варианты в обычном оснащении. Ракету разработали в МКБ "Радуга" специально для дальних бомбардировщиков.
Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Но Х-15 сразу после старта начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. "Забравшись" по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно.
На базе Х-15 позже были разработаны два варианта ракеты - Х-15П и Х-15С. Первая с осколочно-фугасной боевой частью предназначалась для борьбы с радарами ПВО противника и могла корректировать свою траекторию, наводясь на радиолокационный луч от цели. Вторая ракета - противокорабельная, с кумулятивно-фугасной боеголовкой и активной радиолокационной системой наведения.
Опыт применения ВКС и ВМФ России крылатых ракет большой дальности морского и воздушного базирования в Сирии при решении задач борьбы с терроризмом подтвердил их надежность как средства поражения на большой дальности, способность экипажей решать поставленные задачи.
Подводя итоги и анализируя возможные варианты развития событий, можно сделать вывод, что в случае необходимости Дальняя авиация, действуя в интересах обеспечения безопасности государства, способна успешно поразить назначенные объекты невзирая на системы противовоздушной и противоракетной обороны.