Найти тему
Взгляд в небо

ГИПЕРЗВУКОВАЯ СИСТЕМА «КИНЖАЛ» - ОРУЖИЕ ВОЗМЕЗДИЯ

АРК "Кинжал" на подвеске МиГ-31
АРК "Кинжал" на подвеске МиГ-31

В статье представлена информация о неэффективности системы противоракетной обороны США и качественном превосходстве вооружения Вооруженных сил Российской Федерации, когда в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию силы и средства Воздушно-космических сил уничтожат объекты противоракетной системы в Европе.

Одной из главных новостей оборонной тематики 2018 года стало поступление на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) России гиперзвукового авиационного ракетного комплекса (АРК) «Кинжал». Гиперзвуковой АРК Х-47М2 «Кинжал» основан на базе ракеты наземного ракетного комплекса «Искандер». Комплекс включает в себя переработанную для авиационного применения ракету и модернизированный для ее применения самолет МиГ-31 (модификация МиГ-31 К).

Гиперзвуковой АРК «Кинжал» предназначен для нанесения высокоточных ударов по движущимся надводным и неподвижным наземным целям. Он включает высокоскоростной самолет-носитель и аэробаллистическую ракету Х-47М2.

Данная ракета способна на гиперзвуковой скорости с высокой точностью поразить движущийся корабль класса «авианосец - фрегат» или укрепленный наземный объект. Как известно, к гиперзвуковому оружию относятся летательные аппараты, скорость которых превышает скорость звука не менее чем в пять раз.

Гиперзвуковая ракета Х-47М2 стала главным инновационным элементом комплекса «Кинжал». Хотя, высокие или даже, как считают некоторые специалисты, завышенные тактико-технические характеристики стали предметом споров и недоверия. Тем не менее, сравнение тактико-технических характеристик ракеты Х-47М2 и ее западных конкурентов явно говорит в пользу отечественной разработки (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования
Таблица 1 - Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования

Данная ракета считается не крылатой, а аэробаллистической: дальность полета определяется ее скоростью. Самолет выполняет пуск, находясь на высотах порядка 15 км. Отделившись от носителя, ракета запускает собственный двигатель, а затем по баллистической кривой набирает высоту, по разным оценкам достигающую 25...50 км.

По достижении верхней точки траектории происходит отключение двигателя, отделение головной части ракеты и начало ее снижения. Такая схема пуска позволяет развить максимальную скорость, а также накопить достаточно энергии для маневрирования с перегрузками не менее 25 единиц.

Возможности АРК «Кинжал» требуют существенного сокращения времени реакции ПВО/ПРО противника.

Во-первых, указанная дальность пуска дает возможность самолету-носителю миновать зону обнаружения радиолокационными станциями ЗРК большой дальности.

Противник при этом не знает, откуда ждать удара. Например, предельная дальность обнаружения самолета комплексом ПРО THAAD - до 1000 км. Теоретически, ситуацию с обнаружением исправил бы самолет ДРЛО. Но это не позволит ему боевая обстановка.

Во-вторых, гиперзвуковая скорость подхода ракеты к цели на непредсказуемой для противника траектории полета (включая угол атаки до 90°) просто не оставляет времени для просчета траектории головной части и обеспечения успешного перехвата. Кроме того, ЗУР в большинстве своем не обладают достаточной скоростью и способностью к маневру с необходимыми перегрузками, включая RIM-161 «Стандарт» SM3.

Очевидно, такие условия предъявляют специфические требования также к системе наведения самой ракеты Х-47М2. Но о ней приходится судить пока только приблизительно. Можно предположить, что алгоритм работы системы наведения выглядит следующим образом:

после отделения от носителя включается первичная коррекция траектории по данным спутниковой системы ГЛОНАСС;

после отделения головной части - инерциальная система наведения с коррекцией по спутнику;

в точке поиска цели включается радиолокационная головка самонаведения (ГСН).

Ракета комплекса «Кинжал» согласно современным тенденциям отечественного ракетостроения будет оснащаться широким набором боевых частей, включая ядерный вариант. Благодаря этому, она сможет эффективно поражать как точечные, так и рассредоточенные цели.

В испытаниях АРК «Кинжал» принимал участие скоростной самолет-носитель МиГ-31БМ - последняя модификация российского истребителя-перехватчика. Такой выбор определялся высокой скоростью самолета, максимальное значение которой - 3400 км/ч.

Сыграло роль также то, что он хорошо зарекомендовал себя как тестовая платформа Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В.И. Чкалова.

Наряду с этим в качестве носителя рассматриваются многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, перспективный истребитель Су-57, а также сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22МЗ и Ту-160.

Все они, кроме последнего, способны нести Х-47М2 на модернизированной соответствующим образом внешней подвеске. Ту-160 можно оснастить четырьмя такими ракетами, используя внутренние отсеки вооружения без существенной их переделки.

Планируется, что АРК «Кинжал» войдет в состав вооружения перспективного авиационного комплекса дальней авиации как штатное средство поражения.

Таким образом, комплекс «Кинжал» получил еще одно существенное преимущество - это универсальность авиационного носителя.

Выводы

Исходя из заявленных характеристик АРК «Кинжал» обладает следующими решающими преимуществами:

Способность преодолевать противодействие ПВО/ПРО противника благодаря таким возможностям, как:

дальность пуска за пределами радиуса обнаружения самолета-носителя существующими радиолокационными станциями вероятного противника;

маневрирование на гиперзвуковой скорости с перегрузками, недоступными для современных зенитных ракет;

- применение средств радиопротиводействия.

Поражающая способность ракеты усилена за счет кинетической энергии боеголовки.

Высокая точность наведения ракеты обусловлена коррекцией курса на всем протяжении полета ракеты и ее головной части, включая использование радиолокационной ГСН на конечном участке траектории.

Конструкция ракеты позволяет использовать в качестве носителя, наряду с перехватчиками МиГ-31, различные типы машин, обладающих соответствующей скоростью полета.

Ожидается, что принятие на вооружение АРК «Кинжал» станет прорывом в расширении боевых возможностей ВС РФ, хотя в долгосрочной перспективе снизит значимость авианосных группировок стран-«партнеров».