Найти тему

Фальшивые шедевры

Оглавление

Международный рынок произведений искусства завален подделками, причём некоторые выполнены настолько убедительно, что вводят в заблуждение даже специалистов.

Ушли в прошлое те времена, когда невозможно было отличить подделку от подлинника. Теперь появление на рынке прежде неизвестного шедевра сразу вызывает подозрения. Кроме того, учёные распологают целым арсеналом новейших технических средств, с помощью которых можно исследовать даже самые ничтожные количества компонентов краски.
Картина "Вечеря в Эммаусе". Одна из самых знаменитых подделок "под Вермера", выполненных Хансом ван Мегереном, хранится в музее Роттердама
Картина "Вечеря в Эммаусе". Одна из самых знаменитых подделок "под Вермера", выполненных Хансом ван Мегереном, хранится в музее Роттердама
На фото - суд над Мегереном
На фото - суд над Мегереном

ВО ВСЕ ВРЕМЕНА, начиная от великих фламандских живописцев, венецианских и флорентийских мастеров Возрождения и до современных художников, произведения искусства были объектом мошенничества.

В 1989 году наследники французского художника Мориса Утрилло (1883-1955) выдвинули иск против торговца предметами искусства в городе Бурж-эн-Брассе (Франция)

Они выразили сомнения в подлинности картины, якобы принадлежавшей кисти Утрилло, которая была выставлена на продажу за 1.8 млн. франков (около 360.000 долларов). Полотно было отдано на экспертизу, и специалисты убедились, что это фальшивка.

Полиция вычислила того, кто стоял за мошенничеством.

Им оказался француз, живший в США. Во Франции ему помогал племянник. Во время обыска в доме в Блуа государственный обвинитель конфисковал ряд полотен, предположительно принадлежавших кисти Утрилло, а также копии картин Марка Шагала (1887-1985), Жанна Кокто (1889-1963) и Рауля Дюфи (1877-1953)

 Морис Утрилло. Картина "Церковь в Сермезе"
Морис Утрилло. Картина "Церковь в Сермезе"

Долгое время торговля поддельными произведениями искусства процветала, и доходы исчислялись многими миллионами долларов.

Особенно расцвета этот промысел достиг в ХХ столетии. Теперь он охватывает также:

  • Скульптуру
  • Резные изделия
  • Керамику
  • Гобелены

Часто подделывают произведения восточного искусства, а также предметы искусства доколумбовой Америки

Исскуство "доколумбовой Америки". Фото
Исскуство "доколумбовой Америки". Фото

ВОПРОС КОМПЕТЕНЦИИ

Не секрет, что в музеях хранятся и выставляются фальшивые произведения искусства. Во Франции до сих пор кипят споры по поводу подлинности картин, якобы принадлежащих кисти голландского художника - абстракциониста Пьета Мондриана (1872-1944), выставленных в знаменитом Центре Помпиду

Центр Помпиду. Париж. Фото
Центр Помпиду. Париж. Фото

Путаницу усугубляет и тот факт, что многие старые мастера, например Рембрандт, к работе над картиной часто привлекали учеников. В ряде случаев полотна, ранее считавшиеся авторскими, теперь относят к работам, исполненными учеником или целым коллективом мастерской художника.

По словам одного из известных французских аукционистов, "покупатель рискует оказаться владельцем подделки. Существует большое количество произведений, особенно старых мастеров, чья подлинность до сих пор не установлена. Точку зрения любого эксперта можно оспорить"

Ещё древние римляне занимались изготовлением копий скульптур и монет, чтобы удовлетворить спрос коллекционеров - фанатиков.

Позже эта практика распространилась и на живопись, особенно в период Возрождения. В те времена, правда, изготовители копий не пытались обманывать. Они стремились возродить гениальные произведения искусства и даже улучшить их для блага сограждан.

Картина эпохи Возрождения. Рафаэль
Картина эпохи Возрождения. Рафаэль

Однако со временем возобладали корыстные побуждения, и талантливые копиисты стали продавать свои произведения, выдавая их за шедевры известных мастеров. В других случаях художники, не нашедшие собственный стиль, обращались к ремеслу изготовления подделок, достигая таким образом признания публики

Старое фото. "Специалисты датировали эту статуэтку из слоновой кости, изображающую св.Екатерину (музей в Париже), XIV в. На самом деле это копия XIX в. "
Старое фото. "Специалисты датировали эту статуэтку из слоновой кости, изображающую св.Екатерину (музей в Париже), XIV в. На самом деле это копия XIX в. "

ГОЛЛАНДСКИЙ МАСТЕР

Самый знаменитый художник-имитатор ХХ в. вероятно, голландец Ханс ван Мегерен (1889-1947)

Ханс ван Мегерен. Старое фото
Ханс ван Мегерен. Старое фото

Ещё студентом он научился мастерски готовить краски и впоследствии использовал свое умение при написании копий

С 1935 по 1943 г. он изготовил 13 полотен в манере голландских мастеров, таких как:
  • Франс Халс (1581-1666)
  • Герард Терборх (1617-1681)
  • Ян Вермер (1632-1675)
Искусствоведы считали работы ван Мегерена подлинниками, каждое появление "неизвестной" картины того или иного знаменитого художника становилось настоящей сенсацией

Полотно на религиозный сюжет "Вечеря в Эммаусе", написанное в манере Вермера, было встречено с восторгом, как

  • "художественное открытие ХХ в."

Ван Мегерен продал восемь своих подделок, главным образом музеям и членам нацистского правительства Германии.

Размах мошенничества выяснился только после Второй мировой войны. Конфисковав обширную художественную коллекцию, награбленную министром авиации Германии Германом Герингом, голландская полиция обнаружила в ней ранее неизвестную картину Вермера "Христос и блудница". По началу подлинность произведения не вызвала сомнений. Следователи просто хотели выяснить, кому принадлежала эта картина, и связались с Германией. В конце мая 1945г. расследование вывело на ван Мегерена.

Его обвинили в коллаборационизме с оккупационными властями, но он продолжал хранить упорное молчание.

Два месяца спустя ван Мегерен раскрыл свой секрет

"Вы, кучка идиотов!"

Кричал он следователям

"Я не продал ни одного сокровища искусства, принадлежащего нашей стране. Эти картины написал я сам"

Он признал своими шесть полотен, но ему никто не поверил. Его попросили написать ещё одну картину "в манере Вермера". Он так и сделал, продемонстрировав своё искусство перед полицейскими чинами. В конце 1947г. суд приговорил мастера фальшивок к году тюрьмы. Вскоре после своего освобождения ван Мегерен умер

Картина "Христос и блудница"
Картина "Христос и блудница"

ТРИДЦАТЬ ВАН ГОГОВ

В середине 20-х годов эксперты признали подлинность 30 работ голландского живописца Ван Гога (1853-1890).

Картины принадлежали берлинскому танцовщику и торговцу произведениями искусства, который утверждал, что приобрёл их у русского, путешествовавшего из Швейцарии в Египет. Когда картины были выставлены рядом с подлинными работами Ван Гога в столице Германии в 1928г., многим посетителям показалось, что они похожи на подделки.

Зрители оказались правы!

Один из методов, используемых для распознавания подделок, - рентгенография
Один из методов, используемых для распознавания подделок, - рентгенография

PERSONAL DEVELOPMENT (с)

Подписывайтесь на наш Телеграм канал https://t.me/persdevel