«Когда впервые вспыхнули зарницы салюта, немцы стояли еще недалеко от Москвы, значительная часть нашей территории еще была под гнетом немецко-фашистских оккупантов. Ныне наши воины бьют врага на вражеской земле. Война всей своей тяжестью обрушилась на землю, породившую ее. Огонь боев бушует в самом логове фашистского зверя!
Победа никогда не приходит сама. Враг, подхлестываемый отчаянием, яростно сопротивляется, и чем ближе его гибель, тем ожесточеннее его сопротивление. Но на упорство врага Красная Армия отвечает еще большим упорством. Неустанно наращивая мощь своих ударов по разбойным гитлеровским ордам, советские войска идут всё дальше и дальше на запад, пробиваясь к самому сердцу фашистской Германии — Берлину. Взятие Кистжини означает, что мы сделали еще один крупный шаг вперед на этом трудном и славном пути. »
Враг будет добит! // «Красная звезда» № 60 (6048) от 13.03.1945 г. [1]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54609.html
«Триста сталинских приказов — ступени лестницы, по которым наша армия поднималась вверх и вверх в своём искусстве бить врага наверняка, в условиях всё более трудных и сложных. Наши славные воины научились теперь громить и уничтожать врага по всём правилам современной военной науки. Между освобождением Донбасса и вторжением в Силезию, между выходом к Таганрогу и выходом к Данцигу, между натиском на Харьков и наступлением на Штеттин лежит небывалая школа боевого мастерства Красной Армии. Форсирование Днепра, Дуная, Одера — это последовательно пройденные главы в сталинской науке побеждать.»
Летопись наших великих побед // «Известия» № 60 (8670) от 13.03.1945 г. [1]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/48725.html
«— Вы, верно, проезжали мимо развороченного «Фердинанда» и подбитого немецкого танка. Немного поодаль, там, где выжжен кустарник, — остатки противотанковой немецкой батареи. Это наши люди и наши пушки поработали.
Я вспомнил картину мертвого, выжженного участка леса, хаос железа я дерева, осколков и щепок, следы гусениц и сотни стреляных гильз. Командир самоходной установки старший сержант Кузьменко, механик-водитель гвардии сержант Гарушкпн, командиры самоходок Горшков и Витсан — герои этих лесных боев — были здесь. Под их гусеницами хрустели, скрежетали накануне два немецких пулемета и четыре миномета,
— Не ждали нас немцы в ту минуту, — сказал Кузьменко. — мы с хода гусеницами прошлись по их огневой.
...Команда — и взревели моторы. Мы попрощались с гвардии подполковником, его офицерами и бойцами.
— Боевой вам удачи.
— До свидания в Данциге. »
А. Карташов — Под Данцигом // «Комсомольская правда» № 61 (6081) от 13.03.1945 г. [2]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54670.html
«Несмотря на зимнюю стужу, молодой моряк решил опуститься под воду без специальной защитной одежды. Под рукой такой одежды не нашлось, а медлить было нельзя. Обвязав себя пеньковым тросом и сбросив с ног ботинки, отважный комсомолец соскользнул в воду. Через несколько мгновений голова краснофлотца снова показалась над водой. Сделав несколько глубоких вздохов, Лимаров опять ушел под воду. Стоявшие на палубе моряки с волнением отсчитывали секунды. Время тянулось томительно долго. »
Старший лейтенант А. Журавлев — Мужество краснофлотца Лимарова // «Комсомольская правда» № 60 (6080) от 13.03.1945 г. [2]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54669.html
«Крупный немецкий помещик барон Геннихен имел несколько латифундий в Померании и Бранденбурге. В имении, о котором идет речь, у него было 5000 гектаров земли. Свыше 200 рабов гнуло свои спины на полях барона. В кабинете его сохранилась любопытная переписка. Некто Рашке из Лейпцига предлагает свои услуги по доставке новых рабов из районов Южной Германии и Тироля, где они были, оказывается, в избытке. Пауль Кятц из Фридеберга присылает барону образцы своих товаров и просит поторопиться с ответом. Ответа не последовало, барону уже было не до этого.»
Майор М. Новигатский — В усадьбе немецкого барона // «Красная звезда» № 60 (6048) от 13.03.1945 г. [3]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54613.html
«Находясь над своими войсками или в специальной зоне ожидания, вражеские пилоты поддерживают связь с наземными рациями наведения и постами воздушного наблюдения. Они появляются по вызову и стараются нападать на «Ильюшиных» или «Петляковых» чаще всего в момент выхода тех из атаки. Чтобы скрытно подойти к группам наших самолетов, немцы обычно используют рельеф пересеченной местности. Если первая атака не удалась, истребители противника повторяют ее при отходе наших самолетов от цели или в момент сбора, пока они еще не успели принять компактный строй. При этом немцы довольно часто прибегают к хитрости. После первой, почему-либо неудавшейся атаки, они отстают, демонстрируя уход «домой»,, а затем маневрируют вне поля зрения наших экипажей и атакуют вторично с нового направления.
Когда налицо многоярусная облачность, немцы прибегают подчас в барражированию над нашей территорией до 5–10 километров в глубину. Этот барраж производится чаще всего парами или четверками на различных высотах. Цель подобных полетов — выслеживание наших одиночных самолетов, почему-либо отставших, а также небольших групп, которые направляются к полю боя или возвращаются на аэродромы. Находясь в определенной зоне, чаще в полосе вероятных маршрутов, немецкие летчики-истребители стараются выбрать удобный момент, чтобы атаковать наши самолеты внезапно. Подобная атака обычно рассчитана на один стремительный «клевок» сверху, без последующего завязывания боя и преследования. В случае неудачи немцы тотчас же уходят на свою территорию. В принципе, такой метод борьбы несколько схож со свободным поиском. Наши истребители «охотники», контролирующие воздух над полем боя и на подходах к нему, часто перехватывают вражеские группы, отбивая у них всякую охоту к посещению нашей территории.»
Майор С. Рыбаков — О тактических приемах немецких истребителей // «Красная звезда» № 60 (6048) от 13.03.1945 г. [3]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54612.html
«С юга на Данциг ведут наступление наши стрелковые и танковые части. Мы проезжали по пути их наступления. Дороги сплошь завалены здесь разбитой техникой врага, трупами немецких солдат и офицеров. В районе северо-восточнее крупного населенного пункта Шенек мы видели целое кладбище немецкой техники, растянувшееся на шесть километров. Три дня назад тут произошел ожесточенный танковый бой. Наши танкисты наголову разбили большую группу немецких танков. Затем они настигли немецкую колонну, состоявшую из 300 автомашин, и полностью уничтожили ее огнем и гусеницами своих мощных машин. »
Капитан М. Макухин — Битва под Данцигом // «Красная звезда» № 60 (6048) от 13.03.1945 г. [2]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54611.html
«Несколько дней назад, после мощной артиллерийской подготовки, части 1-го Белорусского фронта начали штурм Кистжини. Наши пехотинцы и танкисты, поддерживаемые непрерывным артиллерийским и минометным огнем, а также авиацией, атаковали гарнизон противника в северном пригороде. Удар был настолько сильным и стремительным, что немцы его не выдержали. Уже к исходу первого дня пригород был полностью занят, и некоторые части наступающих ворвались в северную часть Кистжини.
Тем временем другие части атаковали западный пригород. Овладев железнодорожной станцией и юго-западной окраиной города, эти части перерезали все дороги, ведущие из Кистжини в Берлин. Почувствовав угрозу полного окружения крепости, немцы перебросили на этот участок ряд новых частей, и подразделений. Свежие войска противника часто переходили в контратаки. Они остервенело рвались к станции, пытаясь отбросить наступающих. Но все эти попытки немцев были бесплодны. Советские воины, изматывая контратакующих, неуклонно продвигались вперед. »
Гвардии майор И. Ануфриев — Штурм крепости Кистжинь // «Красная звезда» № 60 (6048) от 13.03.1945 г. [2]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54610.html
«Много дорог исходил за войну Василии Липатов. И всегда он был верен своей клятве, Он бил немцев под Наро-Фоминском, защищал святыню страны — Москву, участвовал в великом побоище немцев под Сталинградом, бился за Сухиничи и Юхнов, дрался под Смоленском и Витебском. Одним из первых вступил в Оршу, Борисов, Минск, Гродно и перешел границу проклятой Германии.»
Капитан М. Яровой — Солдат Василий Липатов // «Известия» № 60 (8670) от 13.03.1945 г. [2]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/48729.html
«Коротка для немцев балтийская ночь! Они не успевают в темноте перебрасывать подкрепления в блокированные порты и часть пути вынуждены проходить засветло. А на рассвете появляются наши самолёты. Позавчера утром балтийский торпедоносец лейтенанта Богачева перехватил транспорт противника водоизмещением в 3.000 тонн. Ожесточенный огонь конвоя не спас охраняемый корабль. Богачев всадил в него торпеду и потопил на подходе к Данцигской бухте. Вновь обнаруженный транспорт с конвоем направлялся туда же.»
Мих. Никитин — Над Данцигской бухтой // «Известия» № 60 (8670) от 13.03.1945 г. [2]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/48727.html
«Под могучими ударами наших войск рушатся одна за другой созданные на путях к немецкой столице оборонительные системы. Мы помним, как превозносили немцы неприступность Познани. Наши войска обошли этот мощный узел сопротивления врага с севера и юга, окружили гарнизон и Познань пала, не задержав стремительного продвижения Красной Армии к Одеру. Немцы надеялись на Мезеритцский рубеж обороны. Советские артиллеристы, сапёры, танкисты, пехотинцы сокрушили и этот рубеж. Сейчас здесь подразделения майора Овчинникова взрывают огромные шестиамбразурные доты, убирают бесконечно тянущиеся линии противотанковых ежей и надолб, очищают минные поля. Сегодня пал город-крепость Кюстрин — мощный опорный пункт обороны немцев, прикрывавший подступы к Берлину.»
Майор Л. Кудреватых — Кистжинь взят! // «Известия» № 60 (8670) от 13.03.1945 г. [2]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/48726.html
« Центр нападения лейтенант М. Орехов, левый полусредний лейтенант Е. Бабич, левый крайний младший лейтенант В. Бобров относятся к спортсменам младшего поколения. Из них особенно хочется отметить Боброва. Он выдвиженец нынешнего сезона. Бобров еще молод, ему только перевалило за двадцать, но за его плечами уже восемь лет спортивного стажа. В составе хоккейной команды ЦДКА он первый год. Это стремительный нападающий, хорошо владеющий клюшкой, обладающий исключительным, молниеносным рывком. Тем не менее, несмотря на блестящую, индивидуальную технику, Бобров должен еще много работать над собой, чтобы приучиться к коллективной, ансамблевой игре. » И. Араличев — Команда ЦДКА // «Комсомольская правда» № 10 (942) от 13.03.1945 г. [3] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/13/54671.html